Меню

Задание по изо 5 класс сделать полотенце из бумаги



Образы и мотивы в русской народной вышивке. Полотенце. Урок ИЗО, 5 класс, 1 четверть. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемОльга Неводова

Похожие презентации

Презентация по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «Образы и мотивы в русской народной вышивке. Полотенце. Урок ИЗО, 5 класс, 1 четверть.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Образы и мотивы в русской народной вышивке. Полотенце. Урок ИЗО, 5 класс, 1 четверть

2 Автор презентации Неводова Ольга Александровна, учитель ИЗО МБОУ «СОШ 27» г. Череповец, Вологодская область

3 Цели и задачи урока: 1. Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре. 2. Знакомство со значением полотенца, мотивами славянской орнаментальной символикой 3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный

4 Словарь урока полотенце орнамент ритм узор символ симметрия значение цвета

5 Орнамент на полотенцах В народном искусстве сохранилось много древних символов- оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.

6 Название и предназначение полотенца Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.

7 Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

8 Поясок для новорождённого На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти – оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

9 Вытиральное полотенце У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

10 Свадебный обряд «хлеб да соль» Обряд «хлеб да соль» на свадьбе — это Традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу.

11 Образа украшались божником (или иконников) — длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.

12 Интерьер украшали полотенцами, изба становилась более уютной, праздничной, нарядной.

13 Птицы открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного. Они символизировали тепло, свет, любовь и счастье, предвещали урожай и богатство. Значение символов в вышивке

14 Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки, дерево, рождающее новую жизнь. Считалось символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

15 Среди домашних животных славяне более других почитали коня, который считался хранителем домашнего очага

16 Макошь – мать-сыра земля (мать хорошего урожая) В древности женщину обожествляли, потому что она продлевала род, являлась символом единства сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках

17 Символика цвета Белый цвет чаще всего цвет фона; мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет землю; женский, нежный цвет; символизирует чистоту, свет, благо.

18 Красный или золотой узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца и готовую произвести все живое

19 Черный или синий цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; Черный или синий цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; чаще использовался в одежде пожилых очень людей. чаще использовался в одежде пожилых очень людей. Символика цвета

20 Практическое задание Выполнить свой эскиз вышитого полотенца в технике аппликации Желаю удачи!

21 Из альбомного листа вырезать нарядные «кружева» и украсить ими свое полотенце. Для того, чтобы изготовить «кружевное полотенце», необходимо: 1. сложить лист несколько раз «гармошкой»; 2. Вырезать ажурный узор для украшения края полотенца; 3. Взять полоски цветной бумаги и, сложив их гармошкой, вырезать узор, применяя известные символы

22 Для выполнения задания вам понадобятся: 1. Лист белой бумаги 2. Три полоски цветной бумаги (по выбору) 3. Ножницы 4. Клей-карандаш И… желание творить!

23 Этапы выполнения работы: 2. Каждый отворот согнуть к сгибу Лист бумаги сложить вдоль пополам

Читайте также:  Как сделать букет из чупа чупсов из цветной бумаги

24 Этапы выполнения работы: 3. Начиная от сгиба приступить к оформлению фигурного края полотенца 2.1.

25 Этапы выполнения работы: 4. Для получения большего ажура сделать вырезы со стороны другого сгиба 5. Расправить заготовку 2. 1.

26 Для выполнения имитации вышивки крестом нам необходимо взять 3 полоски цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш

27 Этапы выполнения работы: 1. Согнуть полоски пополам 2. Получившийся результат еще раз сложить пополам

28 Этапы выполнения работы: 3. Оформить наружные края полоски ажурным рисунком, имитируя вышивку крестом

29 Получившийся результат расправить

30 Располагаем полоски на поле полотенца.

31 Примечание: клеем-карандашом смазываем заготовку полотенца. 1. 2.

Источник

Презентация по ИЗО на тему Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце. 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок изобразительного искусства в 5 классе «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце».

« К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». А.Б.Салтыков

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности С 8-9 лет девочки под присмотром старших уже учились украшать узорами ткани, готовили приданое. Всё женское население Руси ткало, шило, вышивало. И всё в русской избе украшено руками мастериц.

Название и предназначение полотенца Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.

Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

Вытиральное полотенце У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

Свадебное полотенце На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.

Свадебный обряд хлеб да соль» Традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное местожительство к мужу.

Образа украшались божником (или иконником) — длинным и узким полотенцем домотканого холста. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.

Значение символов в вышивке Птицы открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного. Они символизировали тепло, свет, любовь и счастье, предвещали урожай и богатство.

Солнце Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак — солнцеворот (смена дня и ночи, времен года) или круг, поделенный на секторы

Земля Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Макошь Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Конь Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижении солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Древо жизни Древо – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Вода Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Символика цвета Красный — цвет солнца, огня, жизни, красоты. Олицетворял мужское начало. Белый цвет олицетворял женское начало. Мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет землю; символизирует чистоту, свет, благо. Черный цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; символ земли, плодородия

Читайте также:  Как сделать лягушку желаний из бумаги руками

Практическое задание Выполнить свой эскиз вышитого полотенца в технике аппликации Желаю удачи!

Для выполнения задания вам понадобятся: 1. 2 листа белой бумаги 2. Три полоски красной бумаги 3. Ножницы 4. Клей-карандаш И… хороший настрой…

Из альбомного листа вырезать нарядные «кружева» и украсить ими свое полотенце. Для того, чтобы изготовить «кружевное полотенце», необходимо: сложить лист несколько раз «гармошкой»; Вырезать ажурный узор для украшения края полотенца; Взять полоски цветной бумаги и, сложив их гармошкой, вырезать узор, применяя известные символы

Этапы выполнения работы: 2.Каждый отворот согнуть к сгибу 1. 2. 1.Лист бумаги сложить вдоль пополам

Этапы выполнения работы: 3.Начиная от сгиба приступить к оформлению фигурного края полотенца 2. 1.

Этапы выполнения работы: 4. Для получения большего ажура сделать вырезы со стороны другого сгиба 5. Расправить заготовку 2. 1.

Приклеиваем вырезанные края полотенца к основной части полотенца

Для выполнения имитации вышивки крестом нам необходимо взять 2-3 полоски красной бумаги, ножницы, клей-карандаш

Этапы выполнения символов: 1.Согнуть полоски пополам 2.Получившийся результат еще раз сложить пополам 3.Сложить еще пополам и нарисовать узор для вырезания 1. 2. 3.

Этапы выполнения работы: 4.Оформить наружные края полоски ажурным рисунком, имитируя вышивку крестом 1. 2. 3.

4. Располагаем полоски на поле полотенца.

Примечание: клеем-карандашом смазываем заготовку полотенца. 1. 2.

Спасибо за урок!

Номер материала: ДБ-411410

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ИЗО 5 класс: “Русская народная вышивка”. Пятиклашки, для вас!

Тема одного из уроков в пятом классе “Русская народная вышивка”. Домашним заданием было нарисовать полотенце, используя мотивы русской народной вышивки. Для облегчения работы пятиклашкам и их родителям предлагаю подборку материалов на эту тему.



Примеры размещения рисунка на полотенце.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Источник

Практикум по декоративному рисованию «Украшение полотенца»

Юлия Шабалина
Практикум по декоративному рисованию «Украшение полотенца»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №10 «Светлячок»

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

«Украшение полотенца» (декоративное рисование)

В средней группе

Шабалина Юлия Юрьевна (воспитатель)

Цель: Закрепить знания о цветах, умение рисовать кистью и краской.

обучающие задачи: Учить составлять орнамент из листьев в полосе, приобщить детей к истокам русской культуры,

развивающие задачи: Развить речь, мыслительную активности. Развить внимание, мышление. Развить мелкую моторику. Развивать чувство цвета.

воспитательные задачи: Воспитывать дружеское взаимоотношение с детьми, воспитывать любовь и уважение к труду взрослых, поощрять творческую инициативу.

задачи,учитывающие индивидуальные особенности детей: Учитывая нерешительность и повышенную активность некоторых.

Форма занятия: групповая.

Участники: воспитатель, воспитанники.

Возрастная группа: средняя группа.

Оснащение: Листья различной окраски в вазе, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (листья разного вида, кисти, краски, стаканчики с водой, удлиненные листья бумаги, салфетки, мольберт.

Предварительная подготовка: Посещение музея народных промыслов, работа в уголке народного творчества, рассматривание пособий по теме, рассматривание полотенец, узоров, расположения узоров на полотенце, рассматривание осенних листьев, сбор самых красивых листочков.

Методы и приёмы: Моделирование игровой ситуации. Вопросы к детям. Использование дидактических пособий, наглядного материала.

Этап занятия Содержание Время

Создание игровой мотивации 5 минут

Работа над темой

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). 20 минут

Итог творческой деятельности Организация выставки рисунков на стенде 5 минут

Ход занятия.

Создание игровой мотивации.

Воспитатель: Ребята помните какое время года наступило?

Воспитатель: Правильно, осень.Про осень есть такая загадка:

Хотя она пришла без красок

Но перекрасила все листья.

В какие цвета осень перекрасила листья на деревьях?

Читайте также:  Как сделать из бумаги авп драгон лор

(Ответы детей). Почти все деревья поменяли свой зеленый цвет листьев, на желтый, красный, оранжевый. А растут ли в детском саду деревья у которых осень раскрасила листья? (ответы детей) Да, у нас в саду растут такие деревья. Вот мы с вами собрали красивый букет из разноцветных листьев. Посмотрите, какие они разные. Есть листочки удлиненные, есть и резные, есть почти круглые (воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображения листьев). Листочки такие красивые, что ими можно что-нибудь украсить. Можно из них выложить узор для ковра (воспитатель на фланелеграфе выкладывает узор). Красиво? Попробуйте и вы разложить листочки на ваших столах так, чтобы получился красивый узор. (воспитатель раздает детям по 10-12 листиков. Дети выполняют задание. Воспитатель подсказывает детям, как создавать композицию, чтобы листья были равномерно распределены по поверхности стола)

Воспитатель: Полюбуйтесь, дети, какие наши столы нарядные. Желтые и красные листочки создали чудесные узоры. А давайте попробуем украсить узором из листьев еще что-нибудь. Что же можно украсить? (воспитатель берет полотенце, как бы вытирая руки.) Ох, у меня же совсем не украшено полотенце. Может быть, мы его украсим?

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Показ приемов работы

Воспитатель: Где мы можем расположить узор на полотенце? (воспитатель показывает полотенца с узором в полосе, с рисунком, равномерно распределенным по всему полотенцу). Мне ребята очень нравится, когда узор расположен с обеих сторон полотенца в полосе. Вы можете придумать такой узор? Посмотрите как можно нарисовать листочки кистью. (воспитатель показывает на мольберте прием рисования листьев способом примакивания, создавая узор в полосе со сменой красок. Во время показа обращает внимание детей на тщательность промывания кисти при смене краски)

Воспитатель: Вот какой узор получился у меня, а у вас полотенчики совершенно белые. Украсьте их узором из листочков. Напоминаю, рисуем узоры, используем гуашь разного цвета.

(Дети выполняют задание)

Итог. Выставка рисунков на стенде.

Воспитатель: Какие чудесные узоры на ваших полотенцах!

Вот наше полотенце-

Два узорных конца.

Помни: испачкаешь его быстро,

Если грязь не смоешь с лица.

— Ребята! Вам понравилось украшать полотенце узорами?

(слушаем ответы детей)

Литература: «Народное творчество» (электронные ресурсы). Изобразительная деятельность и художественный труд.Средняя группа: комплексные занятия / авт. — сост. О. В. Павлова. –Изд. 2-е.— Волгоград: Учитель. -158с.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Варежки и шапка» Воспитатель: Здравствуйте ребята на наше с вами занятие сегодня пришли гости, для того что бы узнать кто это я вам загадаю загадки. Что.

Занятие по декоративному рисованию «Хохломская роспись» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: декоративное рисование по хохломской росписи Образовательная.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Закладка для книг» Возраст 5–6 лет Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Закладка для книг» Воспитатель: Ушкалова Наталья Васильевна Конспект НОД по декоративному.

Конспект занятия «Украшение уточки» по декоративному рисованию в средней группе Декоративное рисование. Тема: «Украшение уточки» Программное содержание: Продолжать знакомство с дымковской игрушкой, особенностями узора;.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программное содержание: продолжать развивать представления детей о городецкой.

Мастер-класс по декоративному рисованию для педагогов «Зимние узоры» Воспитатель Филиных Т. В… Мастер — класс по декоративному рисованию для педагогов «Зимние узоры». Воспитатель Филиных Т. В. Для работы нам.

НОД по декоративному рисованию с детьми старшей группы «Знакомство с Уральской росписью» НОД по декоративному рисованию с детьми старшей группы «Знакомство с Уральской росписью» Задачи: 1. Заинтересовать детей Уральской росписью,.

Перспективное планирование по декоративному рисованию — гжель. старший дошкольный возраст 1. Ознакомление детей с гжельской росписью, рисование на полосе. Цель: познакомить детей с гжельской росписью. задачи: учить видеть красоту.

Перспективное планирование по декоративному рисованию — хохлома. Старший дошкольный возраст 1. Ознакомление с хохломской росписью, рисование на полосе – травка. Цель: познакомить детей с работой хохломских мастеров. задачи: Учить.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Волшебный завиток хохломы» Образовательная область: «Художественное творчество» Тема: «Волшебный завиток хохломы» Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование).

Источник