Меню

Технология 6 класс мальчики дерево как сделать



§ 4. Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия

Изделия из древесины, которые вы изготовляли в 5 классе, состояли из деталей призматической формы: дощечек, брусков, реек, кубиков. Теперь вы ознакомитесь с технологией обработки деталей цилиндрической и конической формы ручными инструментами и на токарном станке. Технические рисунки таких деталей показаны на рисунке 4, чертёж одной детали — на рисунке 5.

Особенностью таких деталей является то, что они имеют в сечении форму круга, поэтому на чертеже достаточно изобразить всего один вид детали.

Рис. 4. Технические рисунки деталей: а — кегля; 6 — комплект для измельчения специй; в — ручка садового рыхлителя; г — дверная ручка; д — шашки

В качестве примера рассмотрим чертёж детали «ручка напильника» (см. рис. 5). По существующим правилам деталь располагают на чертеже так, чтобы её ось была горизонтальна. Надписи ∅ 24, ∅ 20 и ∅ 16 обозначают диаметры детали в различных её частях. Вертикальная линия, пересекающая ось детали в левой части чертежа, и обозначение радиуса R 12 показывают, что слева деталь имеет форму полусферы (полушара).

Рис. 5. Чертеж детали «ручка напильника»

Если вы сами выполняете чертёж, то в основной надписи (подписи к чертежу), кроме названия детали, её материала, масштаба изображения, вы должны указать свою фамилию и фамилию учителя, номер школы, класс.

Многие изделия из древесины состоят из нескольких деталей, соединённых между собой неподвижно с помощью гвоздей, шурупов, клея. На рисунке 6 показаны примеры таких изделий (см» также Приложение, рис. 100, 101, 104, 107 и др.).

Рис. 6. Изделия из древесины: а — игрушка «пирамидка»: 1 — основание; 2 — кольца; 3 — стойка; 4 — шпиль; б — настенная полочка: 1 — полка нижняя; 2 — планки вертикальные; 3 — планки горизонтальные; 4 — полка верхняя; 5 — подвески; в — карниз для кухни: 1 — кронштейн; 2 — штанга; 3 — кольца; 4 — заглушка; 5 — подвески; г — карандашница: 1 — стойка; 2 — планки нижние; 3 — планки верхние; д — столик складной для балкона: 1 — ножки; 2 — царга; 3 — крышка; 4 — брусок крепёжный; 5 — профиль накладной; 6 — петли рояльные; е — крестовина для новогодней ёлки

В некоторых изделиях детали соединены подвижно, то есть могут поворачиваться или перемещаться относительно друг друга, например в складном столике для балкона (см. рис. 6, д).

Для многодетальных изделий, например скамеечки, выполняется сборочный чертёж (рис. 7). На сборочном чертеже проставляю габаритные размеры и размеры, которые необходимо соблюдать при сборке изделия.

Рис. 7. Сборочный чертёж изделия «скамеечка»

Для скамеечки габаритными размерами являются: высота — 225 мм, длина — 350 мм и ширина — 230 мм. Размеры 250 мм на главном виде, а также 120 мм и 250 мм на виде сверху являются справочными и показывают места расположения крепёжных шкантов.

Количество видов на сборочном чертеже должно быть таким, чтобы они полностью характеризовали (отображали) конструкцию изделия. Для изображения на сборочном чертеже скамеечки (см. рис. 7) понадобилось три вида: главный вид, вид слева и вид сверху.

Внизу чертежа над основной надписью размещают спецификацию — таблицу, в которой перечисляют все детали, входящие в данное изделие. Порядковые номера в спецификации соответствуют номерам деталей, проставленным на чертеже около выносных линий. Рядом с порядковым номером пишется наименование деталей, их количество в изделии и материал, из которого они изготовлены.

Если у вас имеется готовый сборочный чертёж того изделия, которое вы собираетесь изготовить, то вначале надо прочитать этот чертёж. Чтение сборочного чертежа начинают с изучения названия изделия, масштаба изображения, всех видов на чертеже, габаритных размеров. После этого переходят к изучению спецификации. По порядку номеров (позиций) выясняют названия входящих в изделие деталей и изучают их внешний вид на сборочном чертеже. Затем читают в спецификации названия материалов, из которых должны быть изготовлены детали, выясняют количество деталей.

Практическая работа № 5

Выполнение эскиза или чертежа детали из древесины. Чтение сборочного чертежа

  1. Рассмотрите предложенную учителем деталь и выполните её эскиз или чертёж (в зависимости от задания) в рабочей тетради, соблюдая масштаб. Измерьте деталь линейкой и нанесите все нужные размеры на эскиз или чертёж.
  2. Прочитайте выданный учителем сборочный чертёж. Запишите в рабочую тетрадь названия деталей, материал, из которого они изготовлены, масштаб изображения, количество видов на чертеже.
Читайте также:  Как сделать навес над воротами из дерева

Если изделие из вашего творческого проекта содержит деталь из древесины, разработайте с помощью компьютера эскиз этой детали.

Новые слова и понятия

Основная надпись, сборочный чертёж, габаритные размеры, спецификация, чтение сборочного чертежа.

Источник

§ 2. Заготовка древесины, пороки древесины

Заготовка древесины

Когда вы держите в руках деревянную дощечку, из которой хотите что-либо сделать, помните, что, прежде чем попасть к вам в руки, она проделала большой путь.

Заготовку древесины начинают с того, что предприятие лесного хозяйства — лесхоз — определяет в лесу участки, где находятся деревья, пригодные для промышленного использования. На таком участке — лесосеке — специальные лесозаготовительные комбайны (харвестеры) (рис. 1), используя современные технологии, спиливают деревья, обрезают вершину и сучья, распиливают ствол на части.

Слово «харвестер» в переводе с английского означает «жнец, собиратель урожая». С помощью системы управления оператор харвестера автоматически измеряет длину и диаметр спиленного дерева. Это позволяет определить общий объём заготовленной древесины; полученная информация записывается на бортовой компьютер.

Рис. 1. Лесозаготовительный комбайн (харвестер)

Иногда лесозаготовка, т. е. валка деревьев, обрезка сучьев и распиловка стволов, производится вальщиками леса с помощью бензиновых или электрических пил.

Специальные транспортирующие машины (форвардеры) (рис. 2) тащат спиленные стволы к погрузочной площадке и складывают их в штабеля для последующей погрузки на лесовоз. (Слово «форвардер» в переводе с английского означает «перевозчик», «экспедитор».) Лесовозы вывозят брёвна на дальнейшую распиловку или погрузку для отправки по железной дороге.

Рис. 2. Транспортирующая машина (форвардер)

Применение современных технологий лесозаготовки позволяет уменьшить вредное воздействие на окружающую среду, вести строгую выборочную рубку леса, не нанося того вреда, который бывает при сплошной вырубке лесных массивов.

Пороки древесины

Выбирая заготовку из древесины для своего изделия, вы осматриваете её: нет ли каких-либо видимых дефектов. Эти дефекты называются пороками древесины.

К основным порокам древесины относятся: трещины, повреждения насекомыми, изменения формы ствола и строения древесины, сучки, гниль.

Трещины могут образовываться в древесине любой породы во время роста дерева, от сильных морозов, жары, а также при высыхании срубленного дерева (рис. 3, а).

Рис. 3. Пороки древесины: о — трещины; б — червоточины; в — косослой; г — сучки

Червоточины — это отверстия и ходы, которые оставляют насекомые (жуки и их личинки), питающиеся древесиной (рис. 3, б). Косослоем называется винтообразное направление волокон древесины в стволе (рис. 3, в). Косослойную древесину не рекомендуется использовать в строительных конструкциях.

Свилеватостью называют неправильное, волнистое расположение волокон древесины, что снижает её прочность, затрудняет обработку. Однако свилеватая древесина имеет красивую текстуру, это повышает её ценность при изготовлении из неё мебели.

Сучки представляют собой основания ветвей и имеются у древесины всех пород (рис. 3, г). Сучковатость затрудняет обработку древесины, снижает её прочность.

Гпиль древесины возникает в результате поражения её дереворазрушающими грибами, которые могут развиваться как на растущем, так и на срубленном дереве.

На деревообрабатывающих предприятиях в целях экономии древесины пиломатериалы, имеющие много пороков, и отходы перерабатывают в стружку для изготовления древесно-стружечных плит (ДСП) и древесно-волокнистых плит (ДВП). Таким образом вся древесина идёт на изготовление продукции. Часть отходов неделовой древесины сжигают в котельных, где энергия горячего пара используется для отопления помещений.

Знакомимся с профессиями

Оператор лесозаготовительного комбайна (харвестера) — специалист высокой квалификации, который умеет мастерски управлять этой машиной, имеющей достаточно сложную конструкцию. Он профессионально владеет бортовым компьютером, умеет настраивать с помощью него харвестер на нужный режим работы: валку дерева, обрезку сучьев и т. д. Он также отвечает за состояние леса после проведения рубки.

Вальщик леса — специалист, занимающийся заготовкой древесины. Лесозаготовку, т. е. валку, обрезку сучьев и распиливание ствола на части, он выполняет бензопилой. После получения инструкций вальщик самостоятельно определяет подлежащие валке деревья.

Читайте также:  Как сделать шалаш на дереве своими руками 10 лет

Лабораторно-практическая работа № 2

Распознавание пороков древесины

  1. Получите у учителя образцы древесины, имеющие какие-либо пороки.
  2. Опишите в таблице в рабочей тетради обнаруженные пороки древесины.

Новые слова и понятия

Лесозаготовка, лесовоз, пороки древесины (трещины, червоточина, сучки, гниль); оператор лесозаготовительного комбайна, вальщик леса.

Источник

Технология создания изделий из древесины. 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дидактическая цель: Составить инструкционную карту для изготовления базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника» (Фото 1, позиция 6).

Фото 1. Обучающий стенд: изготовление «шкатулки» для хранения ювелирных изделий.

Форма урока: урок-практикум.

Материальное отображение ожидаемого результата: Инструкционная карта.

Изготовление базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника».

№ п/п Последовательность выполнения работы Моделирование своей деятельности Инструменты и приспособления
1 Выбрать заготовку с учетом припуска на обработку (40х40х90 мм).

Отшлифовать плоскости боковых граней параллелепипеда до нужного размера с точностью до 0,5 мм Линейка, карандаш, угольник, штангенциркуль.

Верстак, приспособление для шлифования плоских поверхностей 2 3 4 5 6

СТРУКТУРА УРОКА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Предмет, класс: Технология. Технический труд, 6 класс.

Количество часов 2 урока по 45 минут.

Дидактическая цель: Составить инструкционную карту для изготовления базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника» (Фото 1, позиция 6).

Деятельностная цель:

  • формирование способности учащихся составлять инструкционную карту для изготовления базового элемента “шкатулки-скворечника”;
  • формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся посредством применения обучающего стенда по изготовлению базового элемента “шкатулки-скворечника”.

Образовательная цель:

  • совершенствование способов моделирования собственной деятельности;
  • совершенствование умения применять обучающие стенды для самоконтроля при составлении последовательности изготовления базового элемента “шкатулки-скворечника”.

Место занятия в учебном плане: Раздел программы “Технология создания изделий из конструкционных и поделочных материалов. Проектирование и изготовление изделий”.

Тип урока: комбинированный (“открытие нового знания”, практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающих стендов).

Формы и способы передачи разных видов информации на данном уроке.

Этап урока Цель Использование обучающих стендов Использование интерактивной доски
Мотивирование к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Ознакомление с объектом труда, представленного в материальном воплощении. Демонстрация фрагмента из мультфильма «Ну, погоди!»
Актуализация знаний Оценка готовности учащихся для “открытия нового знания”. Повторение пройденного

материала, необходимого для соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Сравнительный анализ алгоритма действий в предстоящем задании (учебные мотивы). Выявление затруднений в предстоящей работе. Демонстрация презентации. Ознакомление учащихся с подобными объектами труда. Постановка учебной задачи Повышение наглядности для восприятия учебного материала. Анализ учебной ситуации и попытка моделирования своей деятельности. Ознакомление с содержанием обучающих стендов по изготовлению «шкатулки» для хранения ювелирных изделий. Показ, демонстрация целостного технологического процесса по изготовлению «шкатулки» для хранения ювелирных изделий. “Открытие нового знания”. Объяснение нового материала Изучение новых знаний и способов действий. Ознакомление с учебной задачей и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся посредством применения обучающих стендов. Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению базового элемента –»шкатулки» для хранения ювелирных изделий.

Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности). Показ, демонстрация структуры и содержания технологической карты по изготовлению «шкатулки» для хранения ювелирных изделий. Показ, демонстрация правильного выполнения задания, инструкция в действенном плане. Первичное закрепление Освоение способов действий. Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Анализ промежуточных целей с учетом конечного результата.

Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму. Показ, демонстрация правильного выполнения задания, инструкция в действенном плане. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. Обсуждение затруднений. Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы. Показ, демонстрация исходных данных для составления технологической карты по изготовлению базового элемента – «шкатулки» для хранения ювелирных изделий. Рефлексия деятельности (итог урока) Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Самопроверка выполненного задания по эталону. Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающими стендами, наглядно отражающими целостный технологический процесс по изготовлению изделия. Показ, демонстрация эталона составления технологической карты по изготовлению базового элемента – «шкатулки» для хранения ювелирных изделий.

Методы обучения: диалог, показ подобных объектов труда, объяснительно-иллюстрированный инструктаж, сравнительный анализ с эталоном, демонстрация презентации, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающих стендов), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся шестых классов, самоконтроль, самооценка.

Межпредметные связи:

– физика: механические и технологические свойства конструкционных материалов;

– математика: квадрат, прямоугольник, единицы измерения;

– черчение: чтение чертежа детали;

– технология: измерительные работы.

Оснащение урока:

  • Интерактивная доска.
  • Образцы моделей «скворечников».
  • Линейки, карандаши, штангенциркули.
  • Обучающие стенды.
  • Заготовки из древесины 40х40х90 мм.
  • Карта – задание для учащегося.
  • Графическое изображение базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника» для хранения ювелирных изделий.
  • Эталон составления технологической карты по изготовлению базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника».
  • Презентация к уроку.
  • Фрагмент из мультфильма «Ну, погоди!».

Временная структура урока

№ этапа урока Наименование этапа урока Время, мин.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 5
2. Актуализация знаний. 10
3. Постановка учебной задачи. 5
4. “Открытие нового знания”. Объяснение нового материала.

Вводный инструктаж. 15 5. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с использованием обучающих стендов. Промежуточный самоконтроль с использованием обучающих стендов. 15 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Текущий контроль. Текущий инструктаж. 7 7. Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающих стендов. 20 8. Рефлексия деятельности. Подведение итогов. 10 9. Уборка рабочих мест. 3 Итого 90

Приложения

Приложение 1. Методические рекомендации к уроку технологии по теме: “Проектирование и изготовление изделий. Последовательность изготовления изделия из древесины – «шкатулка-скворечник»”, 6 класс.

Приложение 2. Карта – задание для учащегося по составлению технологической карты для изготовления базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника».

Приложение 3. Эталон составления технологической карты по изготовлению базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника».

Приложение 4. Фрагмент из мультфильма «Ну, погоди!»

Тема следующего занятия: Изготовление базового элемента изделия – «шкатулки-скворечника» (Фото 1, позиции 1, 2, 3). Технология сверления отверстий большого диаметра.

Графическое изображение базового элемента изделия – «шкатулки» для хранения ювелирных изделий

Материал: древесина.

Заготовка: брусок в форме параллелепипеда 40 х 40 х 90 мм.

Сведения о базовом элементе изделия – «шкатулки» Чертеж базового элемента изделия – «шкатулки» для хранения ювелирных изделий

Литература для обучающихся:

1. Самородский, П. С. Технология. Технический труд : 6 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П. С. Самородский, А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко ; под ред, В. Д. Симоненко. – 4-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 144 с.

2. Карабанов, И. А. Справочник по трудовому обучению : Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы [Текст] : пособие для учащихся 5 – 7 кл. / И. А. Карабанов, А. А. Деркачев, В. А. Юдицкий [и др.] ; под ред. И. А. Карабанова. – М. : Просвещение, 1991. – 239 с.

Литература для учителя:

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : [Текст] : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. : ил. — 18ВК 978-5-09-020588-7.

2. Казакевич, В. М. Технология. Технический труд. : 6 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / [И. В. Афонин, В. А. Блинов, В. М. Казакевич и др.] ; под ред., В. М. Казакевича, Г. А. Молевой. – 2-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2009. – 191 с.

3. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских [Текст] : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М.: Просвещение, 1984. – 175.

4. Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла, электротехнические работы [Текст] : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

Источник