Меню

Опыт сделать новую бумагу



Опыт сделать новую бумагу

рисунок на бумаге, которую мы сделали сами из макулатуры!

Всякие разные опыты и эксперименты — одно из любимых занятий для детей. Недавно нам попалось на глаза описание очень интересного опыта для детей, который можно провести в домашних условиях. О том, как наша семья занимается раздельным сбором мусора, мы уже рассказывали. А тут мы попробовали продемонстрировать ребёнку, что примерно происходит с собранной бумагой, сданной на переработку: как можно сделать бумагу из макулатуры.

Конечно, много бумаги таким образом не сделаешь, но цель и не в том, чтобы организовать дома переработку макулатуры в промышленных масштабах! Главная задача была — провести вместе с дочкой занимательный опыт и показать на практике, что настоящую бумагу из макулатуры действительно можно сделать. У нас получился из нескольких газетных обрывков листок, вполне подходящий для того, чтобы нарисовать на нём картинку.

Что вам понадобится:

  • блендер
  • утюг
  • полотенце
  • любая посудина для замачивания бумажных кусочков
  • приспособление, которое называется «защитный экран от брызг», а проще — металлическая сетка, какими накрывают сковородки при жарке
  • таз — достаточно большой, чтобы в него можно было положить эту сетку.

Сетка выглядит так:

Готовим 30-40 кусочков бумаги размером около 2 х 2 см, в нашем случае — газет, и замачиваем на ночь в воде:

В кувшин блендера кладем эту кипу мокрых размягченных листочков. Наливаем в кувшин воду приблизительно на 2/3 объема:

Включаем блендер и измельчаем кусочки бумаги на мелкие волокна. При этом образуется так называемая пульпа, взвесь волокон в воде (эта часть настоящего процесса переработки бумаги). Из-за того, что для этого опыта мы брали газеты, пульпа имеет вот такой серый цвет. Переливаем пульпу в таз достаточно большой, чтобы в него можно было положить сетку:

После перемешивания пульпы, кладем в таз сетку. Ждем минут 5-10, чтобы взвесь осела на сетку:

Вытаскиваем сетку. Кладем сетку на полотенце, а сверху осторожно накрываем также полотенцем:

Проглаживаем горячим утюгом взвесь на сетке через полотенце. При этом получается, что, как и при настоящей переработке, мы используем давление — нажимаем утюгом, скрепляя волокна, и одновременно высушиваем формирующийся лист бумаги:

Убираем полотенце и осторожно, за край, снимаем с сетки бумагу:

Нам пришлось в некоторых местах поддевать с края лист ножом. Кладем лист бумаги на другое полотенце, сверху накрываем опять полотенцем и оставляем для окончательной просушки на 8-10 часов:

Бумага готова! В данном случае она толстая и напоминает картон:

Ранее мы проделали весь процесс с кусочками обычной писчей бумаги и брали исходно количество ее в 2 раза меньшее. На выходе получили тонкий листок бумаги наподобие туалетной.

(Вы можете при желании усложнить процесс, добавив в него этап отбеливания бумаги, например, — перекисью водорода).

Для этого эксперимента мы использовали методику, описанную в приложении «Kid Science. Nature Experiments» для ОС Android.

Нашему ребёнку вся эта затея доставила немало удовольствия, особенно после недавней экскурсии в экологическую лабораторию, где тоже показывали детям увлекательные опыты.

Если будете пробовать, напишите нам в комментариях, что получилось!

Источник

Экологический проект «Как сделать бумагу из макулатуры»

этот проект занял 3 место на районной научно-практической конференции «Первые шаги»

Скачать:

Вложение Размер
aleksandrova_arina.docx 154.56 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция обучающихся начальных классов Лахденпохского муниципального района «Первые шаги»

Как сделать бумагу из

Александрова Арина Андреевна,

ученица 3 класса

МОУ «Райваттальская СОШ» п.Хийтола Лахденпохского района РК

Корхонен Светлана Фёдоровна , учитель начальных классов МОУ «Райваттальская СОШ»,

1.1.Происхождение бумаги . 4

1.2.Технология изготовления бумаги. 5

1.3. Что такое макулатура. …………….6

2.1. Свойства бумаги (опыты 1-3). ……………………………. 7

2.2.Экологический опыт «Изготовление цветной бумаги из макулатуры». 8

4. Список литературы. 9

Однажды я со своей младшей сестрой делали дома аппликацию – подарок для мамы. Бумаги оказалось недостаточно. Мы спросили у мамы: «А можно как-нибудь самим сделать цветную бумагу?». Так возникла тема исследовательской работы, которую мы провели на уроке технологии.

Цель исследования : повысить интерес к охране окружающей среды и сохранению наших лесов.

Мы поставили перед собой следующие задачи :

  1. Проанализировать информацию и нарисовать плакат «Откуда к нам пришла бумага»
  2. Познакомиться с технологическим процессом изготовления бумаги на предприятии;
  3. Изучить свойства бумаги на основе практической работы (проведение опытов);
  4. Провести исследование «Изготовление цветной бумаги из старых газет».

Гипотеза: если мы узнаем, как изготавливается бумага на предприятиии, мы сможем изготовить ее в домашних условиях.

Анализ литературы, интернет- ресурсов, опыт, практическая работа, исследование.

Простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронута рука.
Чем станешь ты! Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесешь-
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?
Прощаньем ляжешь ли на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнет тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?
Нет, ждет тебя удел иной!
однажды карандаш цветной
пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.
И синим будет небосвод.
И красным будет пароход.
И черным в небе будет дым,
И солнце будет золотым.

Вот и настала пора раскрыть все секреты. При подготовке к сегодняшнему выступлению я нашла вот такие слова Алишера Навои о бумаге: «Бумага – крылья, на которых разносятся по миру мысли мудрецов».

1.1. Происхождение бумаги

Свою работу я начала с изучения вопроса о происхождении и появлении бумаги. Бумага была не всегда. В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Сначала использовали камень, глину, кору деревьев. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Их сменил папирус, который иногда называют «дедушкой бумаги». Папирус – это растение с жестким полым стеблем, который разрезали и распрямляли – получались тонкие листы, на которых можно было писать. От египетского слова папирус произошло название бумаги у многих народов: у немцев – «папир», у англичан – «пейпер», у испанцев – «панель». Русское слово бумага происходит от итальянского «бамбаджио», что означает «хлопок». Первым сырьем для бумаги после папируса были тряпки из хлопчатобумажных тканей. Точную дату, когда появилась бумага, еще не указал ни один историк.

Первыми бумагу начали делать китайцы. Бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпьё в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.

Делали бумагу вручную, с применением самой примитивной техники. За день получали не более 100–120 килограммов. С развитием книгопечатания бумаги требовалось все больше. Тряпья, сбором которого занимались тысячи людей, не хватало. И тут решили испробовать дерево. Опыт удался – древесину расщепили на отдельные волокна и превратили их в бумажную массу. С тех пор и производят бумагу из дерева.

Способ выделки бумаги китайцы хранили в секрете. За его разглашение полагалась смертная казнь. И тем не менее секрет был раскрыт. Однажды арабы разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев они выпытали способ изготовления бумаги. По китайскому способу в VI веке бумагу стали изготавливать в Корее, в VII веке – в Японии. Японская бумага превзошла по качеству китайскую, японцы вырабатывали около 300 различных видов бумаги. Бумага постепенно распространялась по земному шару из страны в страну: в VIII веке она в Багдаде, в ХIII веке в Венеции. Бумага завоевала Европу примерно в ХVI веке. В ХVIII веке большой вклад в производство бумаги вносит Петр I: по его указу было построено несколько бумагоделательных фабрик.

Вывод: Из нашего исследования видно, что путь бумаги очень извилист и труден.

  1. Технология изготовления бумаги.

Сейчас в мире производится свыше 300 млн. тонн бумаги и картона в год, что составляет около 50,8 кг на одного человека.

1 этап. Путь бумаги начинается в бескрайних лесах. С лесной делянки деревья отправляются на бумажный комбинат, где их переносят на распиловочные столы. В мгновение ока вековые стволы превращаются в метровые отрезки-чурки и в барабанах очищаются от коры. 60-тонные жерновые камни превращают их в древесную массу. Так заканчивается первый этап, который называется механическим.

2 этап. В древесную массу добавляют целлюлозу и наполнители, серу, соду, известь, каолин – белую глину высокого качества. Они придают бумаге белизну, плотность, гладкость и хорошие печатные свойства.

3 этап. Подготовленная бумажная масса разбавляется водой и под давлением через семиметровую щель выливается на сточный конвейер со скоростью 750 метров в минуту, сушится, прокатывается и превращается в бумагу.

4 этап. Выполняется отделка. Бумажному полотну придают форму готовой продукции – листы, рулоны. Вот такой длинный путь проходит бумага.

Макулатура — отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья.

Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м 3 древесины. Это примерно 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей.

2.1Св ойства бумаги

Бумага – это искусственный материал, придуманный и созданный людьми из тех, которые они находят в окружающей среде. Проделав опыты, мы попытались ответить на следующие вопросы:

• Почему намоченная бумага рвется гораздо легче, чем сухая?

• Почему со временем газетная бумага из белой превращается в желтую?

• Почему белая бумага окрашивается цветными карандашами и что с ней происходит?

Опыт 1. Я взяла полоску бумаги, разрезала её пополам, одну часть оставила сухой, а другую смачила водой. К нижней части сухой полоски осторожно подвесила предмет массой 200 граммов. Полоска выдерживает. Если намочить бумагу – она расползается.

Вывод: мы установили, что в составе наполнителей бумажной массы есть клей. Чем быстрее он растворяется в воде, в которой мы смачиваем бумагу, тем быстрее волокна древесины, из которой сделана бумага, расползаются, так как перестают быть связанными между собой.

Опыт 2 . Я взяла газету из белой бумаги положила на подоконник так, чтобы на нее попадало солнце. За бумагой я наблюдала в течение 5 дней. Почему бумага пожелтела?

Вывод: Перед нами стояла сложная проблема: выяснить, почему газетная бумага из белой превращается в желтую. Поработав с энциклопедиями, мы обсудили этот вопрос и установили, что этот опыт с пожелтением бумаги уникален в том смысле, что в данном случае кислород ведет себя не так, как в других реакциях, а противоположным образом, поскольку обычно кислород высветляет цвета. Для изготовления газетной бумаги используется сырье желтого цвета. В него добавляются химикаты, изымающие кислород, и поэтому бумага теряет желтизну. Когда мы положили газету на подоконник, солнечные лучи нагрели воздух и заставили кислород соединиться с веществами, содержащимися в бумаге. Из-за добавления кислорода бумага вернулась к исходному желтому цвету. Поэтому через некоторое время газета становится желтой.

Опыт 3. Все дети любят раскрашивать цветными карандашами. Почему бумага окрашивается цветными карандашами, что с ней происходит?

Вывод: Раскрашивая бумагу цветными карандашами, мы обратили внимание на то, что вводим в поры листа тонко натертый графит. Наши предположения нашли подтверждения в статье из энциклопедии окружающего мира, где написано, что в листах бумаги находятся поры.

2.2.Экологический опыт «Изготовление цветной бумаги из макулатуры».

Для этого нам потребуются: старые газеты, проволочная сетка, ткань, впитывающая влагу, две чашки, деревянная ложечка, полиэтиленовый пакет, груз (например, тяжелые книги).

Этапы изготовления бумаги из макулатуры:

1. Замочить старую газету в мисочке.

3. С помощью миксера или деревянной ложечки превратить размокшую бумагу в однородную массу.

4. Для получения цветной бумаги добавить в массу немного краски.

5. Переложить массу в другую мисочку и добавить воды.

6. Опустить в миску проволочную сетку, на которой осядет будущая бумага.

7. Постелить кусок ткани на гладкую плоскую поверхность. Быстро и осторожно перенести на нее сетку с бумажной массой и положить массой вниз.

8. Плотно прижать сетку и осторожно снять. Бумажная масса должна остаться на ткани.

9. Накрыть массу вторым куском ткани и плотно прижать.

10. Накрыть полиэтиленовой пленкой, сверху положить груз.

11. Через несколько часов, когда масса станет уже бумагой, осторожно снять полученные листы и разложить их на газеты для полной просушки.

12. Высохшей бумагой можно пользоваться.

Гипотеза, которую мы поставили в начале нашего исследования подтвердилась. Мы смогли изготовить лист цветной бумаги. Мне понравилось выполнять разные опыты с бумагой. Я даже не думала, что изготовление бумаги очень трудоёмкий процесс. Мне бы хотелось сейчас, чтобы возобновился сбор макулатуры. Ведь можно спасти огромное количество деревьев.

4. Список литературы

1. Спарджен Р. Энциклопедия окружающего мира. Экология – М.: Росмен, 1997.

2. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём» том1(200), 4 (455), 6(477), 9(129,431),13(382), «Аст», Москва, 1998 г.

Источник

«Секреты обыкновенной бумаги» опыты и эксперименты с бумагой в подготовительной группе детского сада.
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Во время проведения занятий и прогулок, я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к долгосрочным наблюдениям — экспериментам. Полученные на занятиях результаты дошкольники многократно пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приёмы и материал занятий, выставленный в уголке экспериментирования. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение опытов, что свойственно многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в мою практику работы с детьми.

Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации:

на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод её решения (само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно);

на втором уровне педагог ставит проблему, но метод решения ребёнок ищет самостоятельно;

на третьем уровне постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно.

Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы.

Скачать:

Вложение Размер
Опыты, эксперименты с бумагой. 35.69 КБ
анализ к занятию с экспериментами и опытами 15.86 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32 «Ромашка»

Московская обл., Луховицкий р-н, д. Павловское, ул. Молодежная 6Б

Конспект поисково-познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему

«Секреты обыкновенной бумаги»

Рагимова Валентина Владимировна

Цель : Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Образовательные : Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие : Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Речевые : Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Посылка, бумага, картон, ножницы, вода, масло растительное, полоски бумаги, камни, деревянные дощечки, карандаши, схема- таблица.

Бумага, картон, конверт, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка.

Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов .

Содержание
непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» – солнцу и птицам.
«Доброе утро!» – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

-Вы любите загадки?

-Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

— Правильно, это бумага.

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего?- ответы.

Попробуйте нарисовать линии на камне, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге.

Раньше люди использовали все эти материалы чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве, В наше время бумагу делают машины из разных пород деревьев древесины.

— А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? (дети называют: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки тетради и т.д.) Я предлагаю вам взять по одному предмету, который сделан из бумаги и встать в круг.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

— Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга Бумажный стул
Бумажный кораблик Бумажное полотенце
Бумажная обувь Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажная тетрадь

альбом, салфетка, деньги.

2. Поисковый этап — практический этап -опыты

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин с посылкой в руках и обращается к детям и взрослым.

Печкин: -Здравствуйте! Я, почтальон Печкин, разношу письма, посылки, бандероли. На ваш адрес пришла посылка, а может и не на ваш?! Ребята, а какой у вас адрес?

Воспитатель: -Ребята, давайте назовем почтальону Печкину наш адрес, и тогда мы узнаем наша это посылка или нет?! (Дети называют: страну- Россия, д. Павловское, ул. Молодежная, детский сад «Ромашка», группа «Солнышко»)

Печкин: -Да, да, здесь так и написано, значит посылка адресована именно вам. Адрес верный!

— Распишитесь, пожалуйста, в получении и поставьте дату.

Воспитатель: -Ребята, будьте добры, подскажите мне:

-Какое сегодня число? (6)

-А какое было вчера? (5)

-А какое число будет завтра? (7)

— А какой сейчас месяц? (апрель)

— А какой месяц был перед апрелем? (март)

— А какой месяц будет после апреля? (май)

— Какой сегодня день недели? (среда)

Печкин: — Вот, какие молодцы! (почтальон отдает посылку воспитателю)

Воспитатель: — А вам хотелось бы узнать, что в посылке? Давайте откроем? Печкин: — Ох, извините, пожалуйста, но мне надо дальше, почту разносить.

Дети : До свидания!

В посылке лежит бумага для эксперимента и карточки с заданиями.

Воспитатель: — Ой, ребята, посмотрите сколько здесь карточек, все с номерами. Письмо? «Дорогие друзья! Скоро в лесу состоится праздник. Для получения пригласительных билетов вы должны выполнить мои эксперименты-задания с бумагой, которая находится в посылке. Лесник-лесовик» Это посылка поможет нам многое узнать о бумаге и сделать выводы которые мы занесем в таблицу. На карточках написаны цифры, найдите с цифрой №1, схема волнистые линии- бумага мнется.

Опыт №1 «Бумага мнется»

-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете , почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

-Значит делаем вывод — таблица: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? ( +,- полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.(+,-)

Карточка № 2, схема рванная бумага.

Опыт №2 «Бумага рвется»

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?

Вывод : картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся , заносим наши данные в таблицу.

Второе свойство бумаги — бумага рвется(-) .

Карточка №3, схема ножницы.

Опыт 3 «Бумага режется»

-Как думаете, что означает следующая схема? — ответы детей. — Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?

Вывод: картон толще чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон — труднее. (+,-)

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Карточка №4, схема капля воды.

Опыт 4 «Бумага намокает»

-Этот значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.

-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

Вывод : тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает , но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Куда поставим значок? Полезно это для бумаги? (-)

Карточка №5, схема растительное масло.

Опыт №5, «Бумага впитывает масло»

-Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

-Дети: бумага впитывает масло.

-Куда поставим значок и какой сделаем вывод?

Вывод: масло пропитывает бумагу.(+)

Карточка №6, схема физминутка под музыку

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги,

Для журнала, книги, и тетради.

Карточка №7, схема нота.

Опыт №7 «Бумага издает звук»

-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.(+)

Карточка №8, схема ветер.

Опыт №8 «Бумага летает»

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать? (см. приложение №1)

Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Вывод полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.(-)

Карточка №9, схема спички перечеркнуто.

Опыт №9 «Бумага горит «

-Как вы думаете , что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.

-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? — ответы.- Правильно, бумага загорится.

-А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? — Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

Карточка №10, схема с сюрпризом- творческий этап.

Вот осталась последнее задание, мы с вами сделаем бумагу сами. Предлагаю превратить листы бумаги в поделку.

1. Рвем на мелкие кусочки.

2. Заливаем водой, добавляем клей.

3. Выкладываем на ровную поверхность.

Отношение детей к деятельности.

-Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований- опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага рвется.

3. Бумага можно резать.

4. Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло.

6. При смятии бумага издает звук.

7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

10. Из бумаги можно делать поделки.

Гимнастика Е.Н. Стрельниковой основана на особом выполнении вдоха. Его надо делать очень резко, энергично, шумно -так, чтобы ноздри слиплись. Это и будет правильный вдох. Выполнять его надо при сомкнутых губах. Плотно сжимать их не нужно, они смыкаются естественно, легко и свободно. А вот выдох делается пассивно, на первых порах через рот, а когда техника дыхания будет уже хорошо освоена, через нос.

И еще несколько уточнений.

  • Не надо помогать вдоху ни мышцами лица, ни мышцами брюшного пресса.
  • Следите за тем, чтобы плечи во время выполнения упражнений были неподвижны, а грудь не выпячивалась.
  • Все внимание надо сосредоточить на выполнении вдоха — выдох выполняется сам собой. Его обязательно надо делать после каждого вдоха, пассивно и абсолютно бесшумно.
  • Упражнения делаются без напряжения, легко и свободно.
  • Все вдохи делаются одновременно с движениями (буквально: есть движение — есть вдох).

Для разминки сделаем самое первое упражнение гимнастики — «Ладошки».

И.п.: встанем прямо, согнем руки в локтях, раскрыв ладони. При вдохе сжимаем пальцы в кулаки. Затем следует пассивный выдох — пальцы расправляются.

Во время тренировки думайте только о вдохе через нос – вдох должен быть

резким, коротким, шумным, а выдох через рот, наоборот, не слышным

и пассивным. Все движения выполняются одновременно с вдохом, и никак по-другому. А вот положение тела в исходной позе почти не имеет значения –упражнения можно выполнять не только стоя, но и сидя, и даже лежа в

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась в групповой комнате в первой половине дня, с детьми подготовительной группы. При организации деятельности, были соблюдены санитарно – гигиенические требования: группа проветрена, мебель соответствует возрасту и росту детей, демонстрационный и раздаточный материалы подобраны в соответствии с требованиям безопасности, в достаточном количестве. Проводилось экспериментирование с бумагой, спланировано в соответствии с перспективным планом, связано с предыдущими занятиями и опирается на них , является итоговым, завершающим занятием. Занятие состояло из этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

При написании конспекта я, прежде всего, учитывала особенности развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные способности каждого ребенка, поэтому в начале занятия попыталась установить благоприятный психологический настрой у всех участников. С целью активизации познавательного интереса подобрала персонажа, любимого детьми. В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей заинтересованность, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Дальнейшее развитие образовательного процесса строила, как увлекательную проблемно-игровую деятельность, такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, сохраняла интерес на протяжении всего занятия. На данном этапе занятия активизировалась речевая деятельность детей. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого развития. Чаще давала возможность высказываться детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

Смена вида деятельности на следующем этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на решение проблемной ситуации. В ходе расшифровывания карточек и действий по словесной инструкции, мною было выявлено, что дети справляются с заданиями. В процессе закрепления опытов о бумаге, мною была предложена схема «Свойства Бумаги». Максимально учитывала интересы и способности детей, меняла задания. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

В занятие была включена динамическая пауза, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. В ходе неё ребята имели возможность свободно перемещаться в пространстве. Дети данной группы эмоциональны, подвижны, поэтому потребовалось дополнительное время для организации их в дальнейшую работу. Реализуя задачу по развитию логического мышления, детям были предложены загадки. Наряду с познавательным развитием решалась задача в интеграции по социально-коммуникативному развитию, ребята пытались выслушивать друг друга, не перебивать, доброжелательно относились друг к другу.

Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

В ходе реализации долгосрочного проекта по экспериментальной деятельности в подготовительной группе, дети уже знакомы с практической работой в лаборатории и всегда с оживлением реагируют на подобные занятия. Ребятам было предложено исследовать и изучить бумагу и картон: мять, рвать, резать и т.д. По итогам исследований заносили данные в таблицу о проделанной работе, что позволило детям научиться взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, осознавать значимость своей работы. Используя наблюдение, практические методы ребята закрепили и систематизировали знания о свойствах бумаги.

Считаю, что совместная образовательная деятельность достигла запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Таким образом, результаты проведённой мною работы с детьми показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

— уровень развития познавательной активности, исследовательские умения и навыки детей (видят и определяют проблему, принимают и ставят цель, решают проблему, анализируют объект, выдвигают гипотезы, делают выводы);

— речевое развитие (обогатился словарный запас различными терминами, умеют грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, следят за логикой своего высказывания);

— личностные характеристики ( проявляют инициативу и самостоятельность, умеют сотрудничать, отстаивают свою точку зрения, согласовывают её с другими).

На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода- детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.

Источник

Читайте также:  Как сделать объемную работу из бумаги