Меню

Лишайники из пластилина как сделать



Урок по теме «Лишайники». 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок изучения нового.

Цель: Создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме.
  • Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
  • Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания.
  • Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

  • Расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений.
  • Ознакомление учащимися с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников, их распространением и многообразием, значением в природе и жизни человека.

2. Метапредметные:

  • Формирование умения уметь читать биологический текст и отвечать на вопросы к тексту, уметь логически рассуждать, преобразовывать информацию из одной формы в другую, структурировать материал.
  • Развивать коммуникативные способности через групповую работу.

3. ичностные:

  • Способствовать развитию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы;
  • Продолжить формирование умения поиска новой информации, его сопоставление и отбор.

Оборудование: коллекция лишайников, пластилин, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная презентация к уроку.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1.Организационный момент Приветствие учителя. Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Создание благоприятного для обучения климата.
2. Этап целеполагания Пионеры растительности очень медлительны 1-2 мм в год, но растут круглый год.

Найдите ключевое слово. Подберите ваши ассоциации с данным словом. Почему называются пионеры? Какое противоречие в четверостишие? Узнаем в конце урока. Развитие познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме. Актуализация и мотивация деятельности учащихся. Предложите название темы урока, поставьте цели. Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь. Формулировка темы и цели урока. 3. Изучение нового материала 1 группа “Историки”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с историей лишайников.

2. Расскажите о истории исследования лишайников.

2 группа “Экологи”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с условиями и местами произрастания лишайников.

2. Объясните причину произрастания лишайников в разных местах. Почему их называют санитарами? Работа с текстом учебника.

Записывают в тетрадь. Формирование умений поиска новой информации.

Умение устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и умозаключение. 3 группа “Художники”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь со строением лишайников.

2. Используя пластилин, сделайте макет лишайника.

3. Расскажите о строении лишайника. Продемонстрируйте классу свою работу. Творческая работа с пластилином. Работа с текстом приложения. 4 группа “Литераторы”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с видами лишайников.

2. Используя слова: накипные, листоватые, кустистые, составьте стихотворение о лишайниках.

3. Продемонстрируйте классу свою работу. Творческая работа с текстом. 5 группа “Практики”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с значением лишайников.

2. Расскажите о значении лишайников. Работа с текстом приложения. 4. Закрепление Пионеры растительности очень медлительны 1-2 мм в год, но растут круглый год.

Почему называются пионеры? Какое противоречие в четверостишие? Обобщают и систематизируют знания. Находят противоречие. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме. Оценка результатов деятельности группами. Критерии для оценивания работы группы.

№ гр. Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Речь, эмоциональность изложения материала Доступность материала Поведение в группе, умение сотрудничать
I
II
III
IV
Контроль и оценка результатов деятельности. 5. Рефлексия Составить “Синквейн” по теме “Лишайники”.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы Диалог с учителем и обучающимися. Умение осуществлять самоанализ своей деятельности. 6. Домашнее задание 1. Прочитать параграф 22.

2. Составить кроссворд по теме. Записывают домашнее задание в дневник.

1 группа “Историки”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с историей лишайников.

2. Расскажите о истории исследования лишайников.

1. Лишайники были известны человеку очень давно.

  • Древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст (372-287 г. до н. э.) описал два лишайника – Уснея и Роселла, которые уже тогда использовали для получения красящих веществ.
  • Долгое время лишайники относили то к водорослям, то к мхам. Карл Линней в 1735 году в своей работе “Система природы” описал 90 видов лишайников и включил их в состав водорослей.
  • Одним из наиболее удивительных открытий XIX века явилось открытие сущности лишайников. В 1867 году немецкий ботаник Симон Швенденер, доказал, что лишайники – результат симбиоза водорослей и грибов.
  • В современное время лишайников насчитывается свыше 20 тысяч видов.

2. Название. Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

3. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.

2 группа “Экологи”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с условиями и местами произрастания лишайников.

2. Объясните причину произрастания лишайников в разных местах. Почему их называют санитарами?

Условия и места произрастания лишайников.

В связи с очень медленным ростом лишайники могут выжить только в местах, не заросших другими растениями, где есть свободные площади для фотосинтеза. Одним из самых важных факторов выживания лишайников является их способность очень быстро высыхать. При высыхании фотосинтез прекращается; погрузившись в анабиоз, некоторые виды могут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагревание и низкие температуры. В тоже время лишайники очень быстро поглощают воду. Кроме того, лишайники проявляют повышенную чувствительность к химическому загрязнению и могут служить его индикаторами. Устойчивости к неблагоприятным условиям способствует невысокая скорость роста, наличие различных способов извлечения и накопления влаги. Лишайники предъявляют скромные требования к потреблению минеральных веществ, получая их, большей частью, из пыли в воздухе или с дождевой водой, в связи с этим они могут жить на открытых незащищённых поверхностях (камни, кора деревьев, бетон и даже ржавеющий металл). Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (высоким и низким температурам (от ?47 до +80 градусов по Цельсию), кислой и щелочной среде, ультрафиолетовому излучению). Лишайники живут всюду: в безжизненной Антарктиде (там обитает более 350-ти видов лишайников и только 2 вида сосудистых растений), в полярной тундре, в лесах Урала, на песках обожженной солнцем Сахары.

3 группа “Художники”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь со строением лишайников.

2. Используя пластилин, сделайте макет лишайника.

3. Расскажите о строении лишайника. Продемонстрируйте классу свою работу.

Тело лишайника – слоевище — состоит из двух организмов – гриба и водоросли, живущих как один организм (симбиотические организмы).Водоросль, осуществляет фотосинтез, снабжает себя и гриб органическими веществами.

Гриб осуществляет прикрепление слоевища к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными веществами. Следовательно, между клетками водорослей и грибами существуют взаимовыгодные отношения называемые симбиотическими.

4 группа “Литераторы”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с видами лишайников.

2. Используя слова: накипные, листоватые, кустистые, составьте стихотворение о лишайниках.

3. Продемонстрируйте классу свою работу.

По типу строения слоевища лишайники поделены на 3 группы:

Накипные Характерной их особенностью является похожесть на корочку (“накипь”). Нижняя их поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений, на долю их приходится 80% от всех известных лишайников. Представители: являются: графис.

Листоватые.Их форма в виде чешуек, пластинок, чем-то напоминает листья, отсюда их название. Они прикреплены к субстрату особыми образованиями. Представители: пармелия.

Кустистые Представляют собой кустики, образованные тонкими ветвящимися нитями или стволиками. Они прикреплены к субстрату лишь своим основанием. Представители: ягель или “олений мох”, вислянка или “бородатый мох”, “исландский мох”.

5 группа “Практики”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с значением лишайников.

2. Расскажите о значении лишайников.

А) Играют роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса.

Б) Корм для животных. Такие лишайники как олений мох, или ягель, исландский мох, поедаются северными оленями, маралами, косулями, лосями, беспозвоночными животными.

Значение в жизни человека:

А) Являются организмами – индикаторами для определения условий окружающей среды, качества воздуха (лихеноиндикация), так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.

Б) Некоторые виды лишайников (аспицилия – “лишайниковая манна”, гигрофора) используются в пищу

В) Используют лишайники и в парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса.

Г) Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.

Д) Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка

Источник

Почему продавцы скрывают, где берут лишайник-цетрарию для поделок и декора

В инстаграме я подписана на аккаунт, который торгует деревьями из цетрарии. Это лишайник, но из него делают декор. Берут коряжки и на них прикрепляют кустик цетрарии. Получается миниатюрное деревце с экзотическим видом. Смотрится, конечно, красиво. Но глядя сколько этой цетрарии продается в интернете, ахнула, это не только деревца, но и панно и другие виды декора, косметика. Ведь подобно ягелю она растет очень медленно. Буквально по несколько миллиметров в год. Где же берут сырье для таких товаров?

В профиле одной из таких фирм мой вопрос долго игнорировали. На третий раз ответили — «у нас крымская цетрария». Однако последующие вопросы о том, как ее заготавливают, так и остались без ответа.

Зачем нужно знать происхождения сырья?

Большинство из нас — городские жители. Нередко нам кажется, природа, лесные угодья безграничные, и ничего страшного не произойдет, если я куплю кустик цетрарии. Подумаешь, еще вырастет. Но нам не хватает масштаба увидеть в каких объемах она заготавливается. А ведь восстанавливаются такие лишайники довольно долго. Более того, некоторые виды цетрарии даже занесены в Красную книгу России. А в декоративных композициях, как правило, сочетаются разные ее виды.

Но даже если и не занесен какой-то вид цетрарии в список исчезающих, это не значит, что можно собирать ее в неограниченных количествах. Закон предусматривает особые правила заготовки недревесных лесных ресурсов (к ним относится и мох, и лишайники). Можно принести кустик из леса для собственных нужд, но если беретесь зарабатывать на этом, необходимо брать участок в аренду и предусматривать восстановительные мероприятия.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков.

Убеждена, что если бы продавцы таких деревьев и панно выполняли эти требования, то без всякого стеснения об этом рассказывали. Так, к примеру, делает Икея. Компания приняла специальный Кодекс для поставщиков, среди положений которого есть и экологические требования, и эксперты выезжают на производство и проверяют выполнение этих правил. Исключается так же и поставка древесных материалов с неизвестным происхождением, чтобы не стимулировать варварские и неконтролируемые вырубки леса.

У лишайников есть большое лекарственное значение. В них содержатся уникальные кислоты, витамины. Но цетрария входит в рацион питания некоторых диких животных. У лесных обитателей нет аптек, куда можно придти и купить лекарства, они поедают такие растения. Может все же оставим их животным, а сами как-нибудь обойдемся без панно и декоративных деревьев?

Источник

Как сделать пластилин дома.

Давайте начнём с того, какую пользу приносит лепка. Один педагог с 40-летним стажем мне рассказал, почему у детей разные почерки; если у ребенка красивый почерк, значит он в детстве занимался лепкой. Итог, если ребёнок будет много лепить из пластилина, то у него будет красивый почерк.

Лепка – это отличный способ развития мелкой моторики. А также занятия лепкой помогают развивать речь. Это не только полезно, но и очень приятно. Ведь всем детям нравится сам процесс лепки.

Пластилин легко можно приготовить дома.

Давайте рассмотрим варианты:

1) Воздушный пластилин из крахмала.

Возьмите 100г. любого крахмала. Добавьте 3 ст.л. гели для душа (если гель не густой, тем лучше).

В конце добавляем масло (если нет детского, можно и подсолнечное). Всё равно получится очень воздушно.

В конце я добавила фиолетовый гелевый краситель и тщательно руками вымесила массу.

У нас получился очень мягкий и воздушный пластилин. Если вы делаете цветной пластилин, то краситель перемешать лучше с гелем.

Такой пластилин всегда остаётся мягким, если хранить его в пакетике.

2) Мягкий пластилин из крахмала и соды.

Нам понадобится:
• 2 стакана соды;
• 1 стакан крахмала;
• 1/4 стакана холодной воды;

Из этой массы у нас получится довольно большая масса.

В миске соедините все ингредиенты и тщательно перемешайте. Готово!

Смотрите, какая белоснежная и мягкая масса у нас получилась.

Храните его лучше в полиэтиленовом пакете, чтобы предотвратить высыхание.

3) Пластилин в микроволновке.

1 стакан муки;
1 стакан соли;
1 стакан воды;
2 ст. л. подсолнечного масла;
пищевые красители (интенсивность цвета зависит от количества красителя)

Перемешать муку и соль, добавить воду, масло и краситель (я взяла синий гелевый краситель). Переложить полученную массу в форму для выпечки, накрыть крышкой и поставить в микроволновку на 5 минут (на средней мощности).

Вынимаем массу и даём остыть. Когда остынет вымешиваем руками.

Наш пластилин готов!

4) Съедобный сладкий пластилин.

сахарная пудра — 6 ст.л.

сгущенка — 4 ст.л.

лимонный сок — 1 ч.л. (необязательно).

Смешиваем все ингредиенты, до получения мягкой массы 2-3 минуты. И вот он наш сладкий пластилин готов.

Я ещё добавила фиолетовый краситель и поместила его в формочку для кекса. Украсила кокосовой стружкой и съедобными бусинами.

Вот такой вот пластилин-мастика.

Для малышей которые всё пробуют на зубок, этот вариант подходит лучше всего.

5) Ещё один рецепт съедобного пластилина.

Нам нужны следующие ингредиенты:

  • пшеничная мука – 300 г;
  • вода – 100 мл;
  • соль – 50 г;
  • лимонная кислота – пол чайной ложки;
  • растительное масло – 2 ст.л;
  • пищевые красители. Если красители сухие, то добавьте их сразу к воде.
  • В глубокой ёмкости необходимо смешать половину муки и всю воду, чтобы получилась однородная масса;
  • Остальную часть муки следует вводить постепенно, добиваясь необходимой консистенции;
  • Добавим соль и растительное масло
  • Хорошо вымешиваем нашу массу для лепки.

Наш пластилин готов! Храните в закрытом виде.

Кушать его не обязательно, но для маленьких это самое то.

6) Воздушный пластилин с пеной для бритья.

Берём пену для бритья и смешиваем с крахмалом. Всё беру на глаз.

Эту массу нужно тщательно перемешать, до получения однородной консистенции.

Делим на части и добавляем красители, по желанию.

Такой пластилин получается очень воздушным и нежным.

7) Варенный мягкий пластилин.

  • 1 стакан муки
  • 0,5 ст. л. соли
  • 2 ч.л. лимонной кислоты
  • 1 ст.л. растительного масла
  • вода — 0,5 стакана
  • пищевые красители
  • В сотейнике смешиваем муку, соль, лимонную кислоту и добавляем масло.
  • Добавляем воду с красителем (у меня сухой жёлтый краситель) и ставим на средний огонь.
  • Варим всё время помешивая несколько минут, пока масса не станет однородной.
  • Снимаем с огня, чуть остужаем и руками вымешиваем, подсыпая муку.
  • Теперь всё готово.
  • Получилась очень эластичная масса. Хранить в закрытом виде.

Так как масса у нас жёлтая, то мы вылепили солнышко!

8) Быстрый рецепт с мукой

  • Смешиваем соль с горячей водой.
  • Эту соленую воду смешиваем с мукой (пока она горячая). Хорошо разминаем руками.
  • Добавляем масло и краситель (у меня здесь розовый цвет) и снова тщательно вымешиваем.

Очень эластичная масса для лепки готова.

9) Пластилина Play-Doh в домашних условиях.

Для того, чтобы сделать настоящий пластилин как Play-Doh мы возьмём следующие ингредиенты:

  • 2 стакана муки;
  • 2 стакана теплой воды;
  • 1 стакан соли;
  • 2 ст. ложки растительного масла;
  • 1 ст. столовая ложка винного камня (для эластичности пластилина);
  • пищевые красители.
  • В кастрюле смешиваем все ингредиенты и ставим на медленный огонь;
  • Постоянно помешиваем до получения консистенции, напоминающее готовое заварное тесто, т.е. когда масса станет отлипать от стенок кастрюли, убираем с огня и даём остыть.
  • После, вымешиваем руками, пока масса не станет гладкой. На этом этапе можно добавлять красители.

Мы вырезали из зеленой массы вот такую ёлочку))).

На этом всё, мои дорогие. Теперь имея под рукой массу вариантов, можно смело проявлять фантазию, и слепить из домашнего безопасного пластилина, кучу интересностей.

Приглашая гостей на детский праздник, можно впрок заготовить домашнюю массу для лепки, и начать веселье. Гости могут вообще не догадаться, что это красота не из магазина!

Если Вам понравилось, не забудьте поставить лайк.

Источник

Читайте также:  Как сделать из лего и пластилина аниматроников