Меню

Как сделать зурну из дерева



Армянские Зурна и Пку (духовые инструменты)

Зурна — Язычковый деревянный духовой инструмент

Зурна — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии . Персидское название — » сурнай» , буквально переводится, как — праздничная флейта . Зурна находится в близком родстве с гобоем имеет такую же двойную трость и считается одним из его предшественников, хотя и звучит гораздо пронзительнее и экспрессивнее. Этот древний инструмент сейчас широко используется в Армении и Грузии, Азербайджане и Дагестане, в Узбекистане и Таджикистане. В разных странах зурну делают по разному, отличаться они могут своей формой, местными материалами и породой древесины ( абрикосовое, тутовое, вишневое, древесина орехового дерева и другие)

В Армении зурну изготовляют из древесины абрикосового дерева. Инструмент представляет собой плавно расширяющуюся к одному концу деревянную трубочку с девятью отверстиями для игры — восемью на лицевой и одной на тыльной. Размеры инструмента могут быть от 320 до 340 мм в длину, диаметр широкой части зурны составляет около 55-60 мм. Диапазон ее звучания невелик — около полутора октав, а тембр яркий и пронзительный. Поэтому играют на зурне обычно на открытом воздухе, сопровождая народные танцы, праздничные церемонии и торжественные шествия. Как правило, один зурначи (так называют исполнителя на зурне) играет мелодию, а другой вторит ему долгими протяжными звуками. Есть в этом ансамбле и третий музыкант: он выбивает сложный, прихотливый ритм на ударном инструменте (дхоле). В армянском фольклоре зурна часто упоминается как любимый инструмент различных персонажей, иногда наделённый волшебными свойствами.

Пку — Армянский рожок

Пку – необычный армянский язычковый духовой инструмент, украшающий любую композицию в этническом стиле, не говоря уж об исполнении народной музыки.

Если сравнивать пку с другими духовыми, то можно назвать его чем-то средним между зурной и дудуком , но, впрочем, такое сравнение вряд ли будет корректным.

Основой оригинальности пку является сочетание материалов, из которых он изготавливается: это рог молодого быка или буйвола и древесина абрикосового дерева. Такое сочетание позволяет добиться эксклюзивного, неповторимого звучания, создаваемого искусно подобранными материалами и формой инструмента. Древесина абрикоса даёт необычный, ни с чем не сравнимый резонанс, и её использование может считаться особенностью армянских духовых инструментов. Рог молодого быка имеет не слишком большой диаметр, поэтому распространение «мягкого» резонанса от абрикосовой трубки с отверстиями происходит равномерно.

По сравнению с пку дудук звучит более мягко, а зурна, наоборот, экспрессивнее, поэтому заменить армянский рожок буквально нечем! Из классических духовых инструментов английский гобой находится наиболее близко к пку и зурне по тембру и особенностям звучания, однако по экспрессии армянские инструменты намного превосходят спокойные гобои. Количество отверстий на пку может варьироваться от пяти до семи и даже восьми, от этого зависят возможности инструмента. Настроить пку можно только вручную, если аккуратно, буквально на микроскопические размеры, расширить отверстия в трубке пку. Доверить такую ответственную процедуру можно только квалифицированному мастеру.

Как ухаживать за инструментом?

Чтобы пку служил долго, за ним нужно тщательно ухаживать, тогда звук этого инструмента будет близок к совершенству. Строго противопоказана этому инструменту высокая температура и повышенная влажность, поэтому хранить паку нужно в негерметичном футляре с вентиляционными отверстиями, в прохладном сухом месте. Для предотвращения пересыхания деревянную часть паку можно обрабатывать свежим ореховым маслом. Технология такова: несколько ядрышек спелых грецких орехов, очищенных от скорлупы, положить в кусочек мягкой натуральной ткани (желательно использовать мягкий материал без ворса). После этого орехи размягчаются с помощью молотка или пестика до тех пор, пока ткань не окажется пропитана выступающим ореховым маслом. Затем измельчённые орехи нужно тщательно стряхнуть, и мягкой промасленной тряпочкой аккуратно протереть деревянную поверхность пку.

«Роговая» часть пку тоже нуждается в тщательном уходе. Нельзя пересушивать рог или оставлять его под прямыми солнечными лучами, от этого материал может потрескаться. При уходе необходимо избегать любой химии, которая может способствовать пересушиванию рога; случайные загрязнения лучше очищать механическим путём, используя мягкую ткань. Ни в коем случае нельзя скоблить рог или пытаться обрабатывать его наждачной бумагой. Особенное внимание нужно уделять местам соединения древесины и рога, а также креплению мундштука.

При регулярном уходе инструмент долгое время будет звучать безупречно, очаровывая сердца слушателей удивительными по своей выразительности и мелодичности звуками.

Источник

Древнейший музыкальный инструмент, или Что такое зурна

Зурна – музыкальный инструмент с богатой историей. Это слово встречается во многих языках: азербайджанском, армянском, курдском и даже персидском. Оно переводится буквально как «праздничная флейта». Этот инструмент очень распространен в странах Малой Азии, на Среднем и Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии и на Кавказе. Инструменты, родственные зурне, существовали практически во всех странах мира, начиная с Японии и Китая и заканчивая Балканами.

Что такое зурна

Она представляет собой полую трубку из дерева с довольно широким раструбом и несколькими отверстиями (обычно их 8-9). Одно из отверстий находится на задней стороне, как у блокфлейты.

Зурна армянская ничем не отличается от индийской. Это весьма интересно, обычно музыкальные инструменты претерпевают в разных странах изменения, их подстраивают под музыку того или иного народа, однако не в случае зурны.

Читайте также:  Алхимия классик как сделать дерево

Диапазон

А вот трость у зурны двойная, с ней весьма схожи современные трости для гобоя, что не только делает их родственными инструментами, но и позволяет предположить, что зурна стала предшественником гобоя. К тому же у нее яркий и пронзительный тембр, что также ставит ее в ряд с такими инструментами, как жалейка и английский рожок.

Зурна – музыкальный инструмент с диапазоном в полторы октавы, причем, что немаловажно, как в диатоническом, так и в хроматическом звукоряде. Нижняя нота, которую можно сыграть на зурне, – это си-бемоль малой октавы, а верхней считается до третьей октавы, однако возможно расширение диапазона еще на несколько тонов. Для этого требуется особое мастерство, и эти ноты сверх обычного диапазона исполнители называют «сефир сесляр».

О дереве

Если спросить о том, что такое зурна, у музыкальных мастеров, они скажут, что это деревянный духовой музыкальный инструмент. Поэтому в ней самое важное – это древесина. Как правило, изготавливают зурну из тутового дерева, орешника или абрикоса. В верхнем конце (там, где крепится трость) трубка имеет диаметр 20 мм, а внизу резко расширяется до 60-65 мм. При этом общая длина обычно колеблется от 30 до 32 сантиметров. Также в конструкции имеется существенная деталь – «маша». Это втулка, которая изготавливается обычно из той же древесины (однако может использоваться дикорастущая ива) и вставляется в верхний конец инструмента, что позволяет настраивать пластину. Мундштук изготавливается из камыша и имеет длину от семи до десяти миллиметров, что почти вдвое короче, чем у современного гобоя.

История

Что такое зурна, можно судить и по археологическим раскопкам. Если верить им, то она существовала уже три тысячи лет назад: таким возрастом датируется находка на территории современного Мингечевира – четвертого по размеру города в Азербайджане. Археологами были найдены четыре экземпляра зурны, однако материалом было не дерево, а олений рог. Там же были найдены экземпляры родственного инструмента — балабана.

Музыкант, играющий на зурне, зовется зурначи. «Уста» — это зурначи, играющий мелодию в ансамбле. Как правило, коллектив состоит из трех музыкантов, и второй зурначи играет протяжные, основные в гармонии ноты, что роднит музыку с шотландской и ирландской, где бурдоны волынки сопровождают мелодию непрерывными монотонными звуками, создающими аккорд. Третий музыкант в ансамбле – ударник, он создает сложный, затейливый ритм. В таких этнических ансамблях используются архаичные ударные инструменты, например нагара или дхол, представляющие собой большие или средние барабаны. Ударник может выбивать ритм одной рукой или использовать палочки.

Разновидности

Вопрос о том, что такое зурна, не может обойтись без рассказа о ее разновидностях. Как правило, отличия между видами незначительны и не влияют на специфику звукоизвлечения. Особенно известны гара зурна, джура зурна, шехаби зурна и некоторые другие.

Зурна обычно использовалась для игры на открытом воздухе, благодаря своему пронзительному тембру и неприхотливости в отношении погоды. Зурначи в одиночку или в ансамбле играли музыку для ритмичных, быстрых танцев, а вот в помещении предпочитали зурне балабан или дудук – родственные язычковые деревянные духовые инструменты, но обладающие более мягким, бархатистым и завораживающим звуком. Они несколько отличаются от зурны: не имеют широкого раструба, древесина более капризна, также трость гораздо шире. Однако все родственные инструменты имеют схожую технику игры, поэтому умелому зурначи не составляет труда освоить несколько инструментов. В 2005 году музыка армянского дудука была внесена в список ЮНЕСКО как шедевр нематериального культурного наследия.

Сейчас зурна используется для исполнения фольклора, например в мугамате – одном из жанров традиционной азербайджанской музыки, а также во время народных гуляний на открытом воздухе, когда требуется исполнение танцевальных мелодий, например джанги. В таких фольклорных музыкальных образцах зурна обычно солирует в оркестре или ансамбле.

Источник

История зурны

Зурна — язычковый духовой музыкальный инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с раструбом и 7-8 боковыми отверстиями. Зурна отличается ярким и пронзительным тембром, имеющим звукоряд в пределах полутора октав.

Зурна — инструмент с богатой историей. В Древней Греции, предшественника зурны, называли авлосом. Авлос использовался в театральных выступлениях, жертвоприношениях и военных походах. Происхождение связывают с именем сказочного музыканта Олимпа. Свое признание авлос нашел в мелодиях Диониса. Позже распространился в государствах Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. По этой причине зурна пользуется популярностью в Афганистане, Иране, Грузии, Турции, Армении, Узбекистане и Таджикистане.

Зурна стала популярна и на Руси, где ее называли сурной. Упоминание о сурне присутствует в книгах по литературе 13-го столетия.

По строкам стихотворений, памятникам античной цивилизации и живописи в Азербайджане, можно с уверенностью сказать, зурну использовали с давних времен. В народе она называлась «гара зурной». Название связано с оттенком ствола и громкостью звука. Ранее азербайджанцы под звучание зурны провожали сыновей в армию, гуляли свадьбы, устраивали игры и спортивные соревнования. Под мелодию «Гялин атланды» невеста уходила в дом суженого. Звучания инструмента помогали участникам выигрывать в спортивных соревнованиях. Также на нем играли при сенокосе и жатве. В традиционных обрядах зурна применялась вместе с гавалом.

Читайте также:  Сделай сам своими руками резцы по дереву

На данный момент существует несколько инструментов похожих на зурну:
1. Авлос впервые был создан во времена Древней Греции. Данный инструмент можно сравнить с гобоем.
2. Гобой — родственник зурны в симфонических оркестрах. Относится к духовым инструментам. Состоит из длинной трубки 60 см. Трубка имеет боковые клапаны, которые регулируют частоту звука. Инструмент имеет высокий диапазон. Гобой используется для исполнения лирических мелодий.

Зурна изготавливается из жестких вариантов дерева, к примеру карагача. Пищик является частью инструмента и имеет форму двух соединенных пластинок из тростника. Канал ствола имеет форму конуса. Конфигурация канала влияет на звучание. Конус ствола издает яркое и резкое звучание. На окончании ствола имеется втулка, предназначенная для регулировки пластины. Во время заворотов подобного элемента кончики зубцов закрывают 3 верхних отверстия. Внутрь втулки устанавливается штифт, с круглой розеткой. Зурна оснащается дополнительными тростями, привязываемыми к инструменту нитью или цепью. После окончания игры на трость надевается деревянный чехол.

В народной музыке при исполнении применяются сразу 2 зурны. Плетущийся звук получается с помощью носового дыхания. Для игры инструмент ставят перед собой с легким наклоном. Для короткой музыки музыкант дышит ртом. При длительном звучании исполнитель должен дышать через нос. Зурна обладает диапазоном от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы.

На данный момент зурна является одним из инструментов духового оркестра. При этом может исполнять роль сольного инструмента.

Источник

Армянские музыкальные инструменты

Одной из важнейших составляющих культуры страны является её национальная музыка. Армянская национальная музыка появилась во втором тысячелетии до нашей эры. В своих работах историк Агатангехос отметил, что в 4 веке армяне начали преподавать музыку в школах.

Народная музыка родилась на Армянском Нагорье, люди здесь пели все свои популярные песни. Самый важный компонент национальной музыки — это музыкальные инструменты, которыми пользуются местные жители.

Благодаря этим инструментам народная музыка говорит со своими слушателями, рассказывает им об Армении и её истории. В этой статье мы поговорим о некоторых армянских народных инструментах.

Армянский музыкальный инструмент №1 Зурна

Зурна — армянский духовой инструмент. У него восемь отверстий в верхней части и одно в нижнем. У зурны яркий и пронзающий тон и очень высокий звук.

Люди, играющие на зурне, называются зурначи. Обычно инструмент делается из абрикосового дерева.

Армянский музыкальный инструмент №2 Дудук

Благодаря магическому звуку дудука армянская музыка стала всемирно популярной. Это полая трубка, на которой есть восемь отверстий для пальцев на верхней части и одно отверстие для большого пальца внизу. Дата изобретения дудука не определена, и в разных источниках она разная.

В одном источнике указан 8 век до н.э., в другом — 1 век до н.э. В любом случае дудук является национальным сокровищем, которое помогает представить историю многих поколений. Инструмент делается из абрикосового дерева, на его создание уходит больше полугода. ЮНЕСКО признала дудук и его звук одним из шедевров Мирового Нематериального Наследия.

Армянский музыкальный инструмент №3 Шви

Шви — духовой инструмент. Слово «шви» буквально означает «свистеть». Древесина инструмента тонкая, он напоминает флейту. На шви семь верхних и одно нижнее отверстие.

Звук шви довольно резкий. Этот инструмент делается также из абрикосового дерева, а изначально им пользовались исключительно пастухи.

Армянский музыкальный инструмент №4 Дхол

Дхол — ударный инструмент, который был придуман не менее 4000 лет назад. Это барабан, на который с двух сторон натянута кожа. Для его создания используется орех.

Открытые стороны дхола покрыты тонким слоем козьей или телячьей кожей. На инструменте можно играть руками и палочками. Дхол придает музыке активный и быстрый ритм.

Армянский музыкальный инструмент №5 Каманча

Каманча — круглый струнный инструмент размером с мяч с покрытием. На каманче играют смычком из лошадиного волоса.

Смычок натягивается вручную, инструмент помещают на колени музыканта. Армянская каманча имеет четыре струны. Звук инструмента очень нежен и приятен.

Армянский музыкальный инструмент №6 Канон

Канон — струнный щипковый инструмент с трапециевидным корпусом и 24 струнами. Он имеет деревянное покрытие, а с правой стороны имеет оболочку из кожи животного.

Играя на инструменте, музыкант (чаще женщина) одевает на указательный палец медиатор и помещает инструмент на левое колено. При помощи этих музыкальных инструментов армянская народная музыка трогает за душу тысячи людей.

Друзья, если Вам понравилась статья, подпишитесь, пожалуйста, на канал Armenia Discovery , чтобы быть в курсе всех обновлений. Спасибо.

Источник

Зурна

Зурна

Зурна́ (азерб. Zurna, арм. զուռնա, перс. سرنای‎ — сурнай,карач.-балк. сарнай,сырыйна, буквально — праздничная флейта) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии.
Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников.
Диапазон зурны — около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда, тембр яркий и пронзительный.
Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи́ (слово не склоняется). Широко распространён инструментальный ансамбль трёх музыкантов, в котором один зурначи — уста́ играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий музыкант выбивает сложную, разнообразно варьируемую ритмическую основу на ударном инструменте — дхоле, нагаре или доли. На зурне играют большей частью на открытом воздухе, в закрытых помещениях её обычно заменяют балабаном или дудуком.

Читайте также:  Как сделать световую гранату из дерева

История
Множество разновидностей зурны нашли очень большое распространение у народов Среднего Востока, Кавказа и Китая. В одном из древнейших мест пребывания человека, на территории Мингечаура во время археологических раскопок были обнаружены 4 экземпляра зурны, изготовленных из рогов оленя. Считается, что эти инструменты были изготовлены 3 тысячи лет назад[8]. На территории Армянского нагорья во время археологических раскопок был обнаружен древнейший экземпляр зурны. Энтимологию названия зурны можно проследить в древних языках: хеттское слово «сурна» (рог) и лувийское «зурни» (рог)

Описание
Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента — 302—317 мм.
На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной — одно. В верхний конец ствола вставляется втулка («маша»), имеющая в длину 120 мм и вытачивается из дикорастущей ивы, ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша, произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.
Диапазон зурны охватывает звуки от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить ещё на несколько звуков. Эти звуки в среде исполнителей именуют как «сефир сесляр».
Зурна, главным образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время народных празднества на открытом воздухе. В истории существовали такие разновидности этого инструмента, как «гара зурна», «араби зурна», «джура зурна», «аджеми зурна», «габа зурна», «шехаби зурна». Зурна, как правило, входит в состав ансамблей духовых инструментов. В качестве же солирующего инструмента зурна в составе ансамблей или оркестров используется для исполнения некоторых танцевальных мелодий, в том числе «джанги» и других музыкальных образцов.

Зурна́ (азерб. Zurna, арм. զուռնա, перс. سرنای‎ — сурнай,карач.-балк. сарнай,сырыйна, буквально — праздничная флейта) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии.
Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников.
Диапазон зурны — около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда, тембр яркий и пронзительный.
Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи́ (слово не склоняется). Широко распространён инструментальный ансамбль трёх музыкантов, в котором один зурначи — уста́ играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий музыкант выбивает сложную, разнообразно варьируемую ритмическую основу на ударном инструменте — дхоле, нагаре или доли. На зурне играют большей частью на открытом воздухе, в закрытых помещениях её обычно заменяют балабаном или дудуком.

История
Множество разновидностей зурны нашли очень большое распространение у народов Среднего Востока, Кавказа и Китая. В одном из древнейших мест пребывания человека, на территории Мингечаура во время археологических раскопок были обнаружены 4 экземпляра зурны, изготовленных из рогов оленя. Считается, что эти инструменты были изготовлены 3 тысячи лет назад[8]. На территории Армянского нагорья во время археологических раскопок был обнаружен древнейший экземпляр зурны. Энтимологию названия зурны можно проследить в древних языках: хеттское слово «сурна» (рог) и лувийское «зурни» (рог)

Описание
Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента — 302—317 мм.
На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной — одно. В верхний конец ствола вставляется втулка («маша»), имеющая в длину 120 мм и вытачивается из дикорастущей ивы, ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша, произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.
Диапазон зурны охватывает звуки от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить ещё на несколько звуков. Эти звуки в среде исполнителей именуют как «сефир сесляр».
Зурна, главным образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время народных празднества на открытом воздухе. В истории существовали такие разновидности этого инструмента, как «гара зурна», «араби зурна», «джура зурна», «аджеми зурна», «габа зурна», «шехаби зурна». Зурна, как правило, входит в состав ансамблей духовых инструментов. В качестве же солирующего инструмента зурна в составе ансамблей или оркестров используется для исполнения некоторых танцевальных мелодий, в том числе «джанги» и других музыкальных образцов.

Источник