Жаворонки из теста
Дети очень любят помогать, когда мама делает печенье или хворост, лепит пельмени или вареники. Ведь это так интересно — лепить. И не просто из пластилина, а для общей пользы, чтобы потом всей семьей сесть за стол и торжественно съесть сделанное своими руками. Попробуйте сделать со своими детьми жаворонков, вот увидите, как они будут довольны!
Итак, тесто для жаворонков:
1,5 яйца (потому что 1 желток оставляем на смазку), 1 ст. сахара, 1 ст. кефира, 1 ч.л. гашеной соды, ваниль для аромата, мука 4-5 ст. (или сколько возьмет). Замешиваем. По этому рецепту тесто получается очень мягким и вкусным — испробовано.
А теперь — как сделать из теста жаворонка. Предлагаю четыре способа.
1 способ:
Раскатываем длинную колбаску (посередине потоньше, концы потолще). Затем завязываем ее в узелок:
С одного конца формируем головку с клювиком, другой конец приплющиваем и надрезаем ножом — это хвостик. По бокам вставляем изюминки-глазки:
Вот такие аппетитные получаются по этому способу:
2 способ:
Из колбаски с одной стороны делаем голову и клюв, другой конец разрезаем — это будут у нас крыло и хвост:
Потом крыло крыло поднимаем наверх:
Таким способом у нас получается жаворонок, который больше похож на попугая:
3 способ:
Колбаску чуть приминаем и складываем пополам, как будто крылья в стороны. Затем надрезаем ножом перышки:
Формируем головку, клювик, глазки-изюминки:
4 способ (самый красивый):
Делаем две колбаски крест-накрест:
Приподнимаем с одного края — это голова. Крылышки и хвост надрезаем и украшаем хвостик:
Получается у нас красивый жаворонок в полете:
Когда ваша стая жаворонков будет готова, желтком смазываем перышки (можно немного присыпать сахаром) и отправляем в горячую (150-180 градусов) духовку.
Приятного аппетита!
Если вы делаете жаворонков иначе, поделитесь с нами в комментариях.
Источник
Лепка из солёного теста «Жаворонки»
материал по аппликации, лепке
Мероприятие способствует приобщению детей к культурному наледию русского народа, развивает творческое воображение, интерес к продуктивной деятельности, воспитывает эстетический вкус
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepka_iz_solyonogo_testa_zhavoronki.docx | 602.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепка из солёного теста «Жаворонки»
Цель: Получение удовольствия от процесса лепки. Приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
• Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского
народа через заклички, русские народные игры, песни.
• Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной
деятельности. Формировать технические умение и навыки работы со стекой,
наносить рисунок на хвост и крылья. Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
• Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно
относиться к птицам.
Материал и оборудование: слайдовая презентация, фартуки,
налокотники, соленое тесто, доски, вода, стеки, гуашь, кисточки, салфетки влажные.
Аппаратное и программное обеспечение: экран, ноутбук, магнитофон с
записью народной мелодии.
Учитель: Здравствуйте уважаемые родители и гости! Мы рады встречи с вами на нашем мероприятие, которое посвящено популярному виду рукоделия «Лепке из солёного теста».
Лепка – чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она благотворно влияет на нервную систему. Это занятие замечательно подходит для совместного досуга родителей со своими детьми в любое время, например, в каникулы. И позволяет в полной мере реализовать творческие замыслы без использования дорогостоящих материалов.
Многие родители хотят сесть и полепить вместе с ребёнком, однако легко сказать – заниматься лепкой из солёного теста! А вот как это сделать, с чего начать, как заинтересовать ребёнка я расскажу и покажу на мастер-классе!
22 марта в православной России отмечается праздник «Сороки» или в селе Белыни Пачелмского района, Пензенской области его ещё называют «Жавороночки». Считалось, что в этот день прилетают 40 разных птиц и одна из них – жаворонок. И сегодня мы будем учиться лепить из солёного теста жаворонков.
Немного из истории возникновения этого замечательного творчества
Ещё наши сообразительные предки, готовя лепёшки из замешанной на воде муки, додумались использовать их в качестве элементов украшения, ожигая на раскалённых углях. А потом продвинулись дальше, изготавливая из теста разные фигурки божеств. А соль в тесто стали добавлять для того, чтобы изделия не поедали насекомые и мыши. Этот вид скульптурного творчества прошёл через века и страны.
• В Скандинавии и Германии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проёме окон и крепились к дверям. • В Китае из солёного теста изготавливались марионетки для кукольных представлений. • В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. •На Руси было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме — символ богатства и благополучия в семье.
Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну.
Лепка из соленого теста в наши дни
Отгадайте загадку:
Хоть и скромен с виду он:
Пёстренькие перья, маленький носок,
Но имеет звонкий голосок.
В поле он живёт.
Всю весну и лето песенки поёт (жаворонок).
Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.
Во время пения жаворонок трепещет крыльями, а горлышко его дрожит, и трели из него льются переливающиеся, звонкие, как из серебряного кувшинчика.
Слушают пение жаворонка.
Педагог: Какой голос?
Дети: Звонкий, приятный, мелодичный, заливистый, звонкоголосый,
Одной из первых птиц к нам прилетает жаворонок. С приходом весны в каждом деревенском доме хозяйки пекли из теста «жаворонков» — печенье в виде птичек с распростёртыми крылышками, с хохолками и глазами – горошинками. Часть свежеиспеченных птиц дети съедали, а часть использовали для приманивания настоящих птиц. Высоко подняв своих жаворонков над головой, дети бегали звать настоящих жаворонков, а с ними и весну и тепло.
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков из солёного теста. Хотите, ребята, слепить жаворонков? Тогда давайте сядем удобно, спинку выпрямим. Чтобы дело спорилось, я вам буду показывать, а вы за мной поэтапно повторяйте. А родители и наши гости тоже могут попробовать вместе с нами.
Мастер-класс. Лепка жаворонка
Чтобы что-то сотворить
И здоровье сохранить
Технику и правила
Прежде чем приступить к работе, вспомните как нужно работать стекой.
1. Клади инструмент в безопасное место.
2. Работай со стекой только на подкладной доске.
3. Будь внимателен! Не порань руку.
Во время лепки не забывайте о правильной осанке спина прямая, касается спинки стула, ноги стоят перед стулом. Итак, мои дорогие, приступаем к лепке жаворонков.
Существуем много способов приготовления солёного теста. В состав солёного теста для лепки входят мука, соль и вода, а также некоторые добавки, которые улучшают качество материала (масло подсолнечное, крахмал). Вот рецепт приготовления теста:
Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите.
Для хранения солёное тесто лучше положить в полиэтиленовый пакет. И поместить в холодильник на 2-3 часа.
Раскатываем небольшую колбаску, примерно 15 см.
Делаем петлю. Берём правый конец колбаски и накладываем его на левый. Получается петелька.
Формируем тело птички. Для этого правый конец продеваем под петлю в отверстие, получается узелок.
В верхнем конце оформляем головку птицы.
Вытягиваем пальцами носик, делаем хохолок, вставляем глазки – горошины.
Нижний конец птицы – это хвостик. Мы его расплющиваем и рисуем стекой перышки.
Птичка наша готова. Теперь наша птичка должна высохнуть.
Подвижная игра «Жаворонок».
Дети становятся в круг.
Дети идут по кругу и поют:
В небе жаворонок пел,
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят:
« Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год !»
Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программные задачи:1. Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт;2. Упражнять в умении использ.
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке .
Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования тестопластики в обучении детей дошкольного возраста с общим недорозвитием речи в рамках учебно-воспитательного п.
Лепить можно по старинке – из глины или пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например солёное тесто. .
Занятие включает в себя элементы театральной и художественной деятельности,носит поучительно-игровой характер.
Занятие по лепке из соленого теста.
Фотографии творческих работ с семейного мастер-класса по лепке из солёного теста.
Источник
Конспект занятия по лепке в средней группе «Жаворонки, прилетайте скорее!»
Виктория Иващенко
Конспект занятия по лепке в средней группе «Жаворонки, прилетайте скорее!»
Конспект занятия в средней группе по лепке «Жаворонки, прилетайте!».
Цель: расширение представления детей о перелетных птицах жаворонках.
Художественно-эстетическое развитие: закреплять умение делать фигуру птицы; развивать творческие способности;
Познавательное развитие: познакомить детей с особенностями жаворонка, его образом жизни; с традициями заклички весны на Руси; с традициями русского народа;
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уважение к традициям; формировать умаение слушать друг друга;
Материал: тесто для лепки, иллюстрации жаворонка, весны
Ход НОД:
Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно
Говорю я вам «Привет»
Улыбнитесь мне в ответ
Здравствуй, правая рука
Здравствуй, левая рука
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй наш веселый круг!
Ребята, недавно я шла на работу и услышала красивое пение птиц. Подняла голову наверх и увидела красивую птицу. Только я успела ее сфотографировать, как она улетела! (воспитатель показывает картинку с изображением жаворонка).
Кто — то из вас знает, что это за птица? (предположения детей).
Эта птица- жаворонок. Она – перелетная певчая птица. Она прилетает к нам весной и любит селиться в полях и лугах. Его пение очень звонкое. Во время пения жаворонок как бы зависает над землей. Раньше русское поле невозможно было представить без жаворонка. Русские композиторы, поэты и писатели посвящали свои замечательные произведения жаворонку.
Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны
И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю
Но им внемля, взоры к небу,
Ребята, а когда жаворонки прилетают домой из теплых стран?
Раньше в старину, когда люди ждали весну, они пели песни- веснянки, торопили весну, чтобы она поскорее пришла, звали ее закличками, чтобы пришла она с теплом, хорошей погодой, богатым урожаем.Давайте вместе закликать весну:
Весна красна приходи!
Снег холодный растопи!
Деревья зеленью одень!
Пусть теплее будет день!
Люди радовались весне, говорили ей добрые слова! В первый раз заклички закликали с первыми признаками весны. А второй раз 22 марта. Считалось, что именно с этого дня свет и тепло начинают прибывать. В этот день на Руси отмечали праздник Жаворонки. Считалось, что именно жаворонки на своих крыльях первыми приносят теплую весну.
В этот день встречу весны проводили у обрядового дерева, украшенного лентами и колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы его мог украсить каждый.
Чтобы приблизить приход весны, в этот день хозяйки пекли печенье в форме жаворонков.
А еще играли в хоровод «Ручеек» Эта игра символизировала таяние снега.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх. Под пение ведущий входит в ручеек и берет себе пару. Кто остался один, тот и выбирает, кого хочет. (Игра в ручеек)
А сейчас чтобы весна пришла поскорее, предлагаю вам тоже слепить жаворонков.
Возьмем кусок теста для лепкии разделим его на 2 части: одна побольше, а другая поменьше. Из той что побольше скатываем большой шар а потом расплющиваем его,делаем надрезы в четырех метах: два крыла, хвост, а к четвертой части прилаживаем голову (скатанную из маленького куска теста, на голове делаем клюв и хохолок.
Итак, ребята, давайте возьмем в руки своих жаворонкови вместе позовем весну:
Все теплей и теплей!
Поднимайся пар с полей!
Снежная тай пелена!
Приходи скорей весна!
После того как работы засохнут, раскрашиваем их.
Фотоотчет о НОД по лепке «Прилетайте в гости, птицы» для детей среднего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию фотоотчет о занятии по сюжетной лепке на тему «Прилетайте в гости птицы» для детей среднего возраста. Задачи:.
Конспект игры с предметами «Кто скорее соберет?» в средней группе Конспект игры с предметами «Кто скорее соберет?» в средней группе. Цель: научить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту.
Конспект НОД «Прилетайте птички» в средней группе Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Задачи: Познакомить детей с астрономическим.
Конспект открытого тематического музыкального занятия «Жаворонки» в средней группе Конспект открытого тематического музыкального занятия в средней группе Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры Задачи: Образовательные.
Конспект занятия по лепке в средней группе «Фрукты» Конспект занятия по лепке в средней группе на тему «Фрукты» Конспект занятия по лепке в средней группе на тему «Фрукты» Конспект занятия.
Конспект занятия по лепке «Рыбки» в средней группе Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия в средней группе по лепке. Цель: продолжить формирование знаний.
Конспект занятия по лепке в средней группе «Снеговик» Цель: повышать интерес детей к изготовлению поделок из пластилина. Задачи: — вызвать желание лепить снеговика, создавая образ традиционным.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Прилетайте птички — снегири, синички!» Тема: «Прилетайте птички – снегири, синички» Дети встают в круг Мы здороваемся так: Здравствуй, солнце золотое! (ручки вверх, тянемся вверх).
Непосредственно-образовательная деятельность по лепке из соленого теста в разновозрастной группе «Жаворонки» Весна, весна! Как высоко, На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет.
Фотоотчет «Жаворонки, прилетайте, зиму прогоняйте!» 22 марта, по традиции в нашем дошкольном учреждении прошёл праздник «Сороки», в день весеннего равноденствия, на Руси издавна считалось,.
Источник
Конспект занятия «Лепка «Жаворонок» по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
Екатерина Агафонова
Конспект занятия «Лепка «Жаворонок» по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну
«жаворонками».
2. Учить лепить из теста жаворонка.
3. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.
4. Воспитать любовь и память к старинным русским традициям.
Коррекция: памяти, воображения.
Материалы и оборудование к занятию: мука, тесто, изюм, нож для резки теста, салфетки для рук, разделочная доска.
Ход занятия:
Вы знаете, какое приближается сейчас время года? (весна).
Так вот у нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем учиться встречать весну по старинным русским традициям. Мы научимся лепить птичек – жаворонков.
Отступает зима и мы ждём весну — красну. Ребята, а почему весну называют весна — красна? А потому что это приближение чего-то радостного, долгожданного.
Русский народ каждый год праздновал приход весны.
По народному календарю весну встречают трижды.
Первая встреча весны приходится на 15 марта – это Сретенье. «На Сретенье зима с весной встречаются» — так говорят в народе.
Первый весенний месяц – март. Про март говорят, что март не весна, а подвесенье. Март – зимобор, протальник, грачевник. Давайте вместе объясним эти слова.
В народе говорят: «В марте с крыши капает, а за нос цепляется»
«Не спеши снимать шубу, а то март оденет».
Талой мартовской водой мыли полы в доме, этой же водой – «снежицей» обливали стены, поливали цветы, обтирали больных. Все в доме начинало дышать весной. Вода этого дня считалась особой весенней ценностью.
Ну вот наступает 22 марта – вторая встреча весны – день весеннего равноденствия, т. е. день становится равен ночи и начинается настоящая весна. На Руси этот день называют «Сороки» или «Сорок сороков – сорок мучеников». Почитание сорока святых. В народе считается, что на сороки сорок птичек на Русь пробирается, чтобы людям в делах помогать.
И первая из них — жаворонок.На Руси в народе говорили: » сорок сороков – жаворонки летят, весну на крыльях несут». У птиц есть один секрет — волшебные золотые ключи. Каждую осень злая старуха зима запирает в темную темницу красавицу весну, а жаворонки, возвращаясь с юга, открывают эту темницу и освобождают весну. Люди старались помочь птицам принести на крыльях весну. Для этого специально пели необычные песенки — заклички.Вот послушайте некоторые из них:
Жаворонушки,
Прилетите к нам,
Весну ясную, весну красную
Жаворонок- жаворонок
Из-за моря к нам лети
Весну красную неси
С тёплым солнышком
С пшеничным зёрнышком
Жаворонок, жаворонок
Возьми себе зиму
А нам отдай весну
Возьми себе сани
А нам отдай телегу.
Ножками потопаем (топают)
Ручками похлопаем (хлопают)
Наши пальчики, словно птенчики (движения пальцами вверх-вниз)
Наши ручки – птички
Воробьи – синички (делают расходящиеся фонарики)
К Матрёше полетели делают летящие движения руками)
У Матрёши сели (присаживаются)
Зёрнышек поели «клюют» по коленочкам)
По традиции, к началу этого праздника мамы и бабушки делали из теста маленьких птичек — «жаворонков«. Тесто ставили подходить на солнышко, что бы бог вошёл в него. Внутрь каждого жаворонка прятали льняное семечко (для хорошего урожая). Птички должны быть аппетитные с хрустящей корочкой. Затем раздавали жаворонков детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели», тем самым благославляя их.
А вы хотите слепить из теста такого жаворонка? (рассматриваем с детьми образец жаворонка).
Ребята, хотите полетать как жаворонки?
Тогда представьте, что вы жаворонки, а стол, за которым вы сидите – гнездо. У каждого гнезда свой цвет (зелёный, жёлтый, красный, синий). По команде вы вылетаете из гнезда, пока вы летаете, я меняю ваши цвета, а вы должны найти своё гнездо (т. е. свой цвет). Итак, полетели, полетели. на места свои присели. Сели. Молодцы. А теперь за дело.
Воспитатель: Сначала нам нужно обмакнуть руки в муку, чтобы тесто к ним не прилипало. Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают тесто? (муки, воды, яиц, соли, сахара). У нас с вами уже готовая лепёшечка для жаворонка. Нам необходимо сделать 4 надреза по схеме с помощью ножа. Верхний кончик — головка жаворонка, а нижний — хвостик. Боковые части – крылышки. Свободные полосочки сложим на спинке в виде крестика. При помощи ножа оформить крылья и хвост жаворонка. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков).Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились.
А что же делали с этими птичками? Дети поднимали жаворонков над головой и зазывали весну.
Сегодня и мы, как и прежде на Руси,будем зазывать птиц:
Жаворонок!
В наше небо залети
Нашу землю освети
Всех на свете ребятишек
В третий раз весну звали на Благовещенье (7 апреля) – это один из больших праздников весны. Весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить её приход могут птицы. Поэтому существовал красивый обычай – выпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обрела природа.
Ну а мы своих жаворонков в небо не отпустим, а разместим на нашей выставке.
«Рыбка». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка (средняя группа) Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания,.
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Цель: Развитие образного.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) (средняя группа) Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе. Лепка «Цветы на полянке» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (лепке) во 2 младшей группе Цветы на полянке. Воспитатель 2 младшей группы Топотушки.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию. Рельефная лепка «Звёзды и кометы» Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию в средней группе. Рельефная лепка «ЗВЁЗДЫ и КОМЕТЫ» ЗАДАЧИ. Продолжать освоение.
Конспект ООД в старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Лепка «Мама в платье» Конспект ООД в старшей группе по художественно — эстетическому развитию. Лепка «Мама в платье» Программное содержание. Продолжать учить.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Лепка «Радуга на небе» Конспект занятия по художественно — эстетическому развитию. Лепка «Радуга на небе»(Налеп из пластилина) Программное содержание. Учить.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Лепка «Весёлый снеговик» Интеграция ОО:»Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Рисование «Весенний пейзаж» Вид деятельности: Изобразительная. Форма организации деятельности: Мастерская. Тема НОД: «Весенний пейзаж» Цель:Формирование представления.
Источник