Меню

Как сделать резную икону из дерева



О технологии создания резной иконы

Первые лики святых на Руси стали вырезать в дереве с приходом православия в XI веке. Тогда же начали формироваться и традиции нового направления художественного искусства, которое за тысячелетие своего существования пережило и добрые, и трагические времена, когда резная икона была на пике популярности и когда ее беспощадно уничтожали. До наших дней древняя техника хоть и сохранилась, но работают в ней очень редкие мастера.

Сегодня мы попытаемся освоить не слишком сложные приемы объемной резьбы, вырезав маленький, карманный или дорожный, образок с изображением Ангела-Хранителя. При этом все духовные аспекты, связанные с работой, оставим в стороне и акцентируем все наше внимание на технических нюансах создания резной иконы.

Материалы и инструменты:

  • доска из липы
  • стамески
  • наждачная бумага
  • простой карандаш, циркуль и линейка
  • бумага и калька
  • морилка на водной основе
  • льняное масло, можно использовать другие пропитки (лак, мастика, воск)
  • кисточки из белки или колонка
  • ветошь для полировки

Как рождается идея

Прежде чем сделать эскиз, а без него не обойтись, не лишним будет заняться изучением материалов по интересующей нас теме. Желательно полистать соответствующую литературу.

Не стоит, кстати, зацикливать поиски только на интернет-ресурсах. Можно и даже нужно заглянуть в библиотеку или музей. Там помогут найти библейские сюжеты, жития святых, а также репродукции древнего и современного искусства иконописи.

Основательно подкрепившись знаниями, притупаем к разработке эскиза. Здесь все зависит от предпочтений мастера. Можно сделать копию какого-то известного сюжета. При этом следовать четко оригиналу не обязательно. Авторские отступления вполне допустимы. А можно создать компиляцию из имеющихся образцов или вовсе сработать новый образ — таким, как видит его мастер.

Выбираем материал

Это следующий момент, к которому нельзя отноиться абы как. Для работы нужно выбирать хорошо просушенную древесину, но ни в коем случае не пересушенную! На ней также не должно быть никаких следов небрежного хранения и обработки.

Запомните: лучше всего для заготовки использовать участки дерева, близкие к центру ствола, но не захватывающие ядро. Здесь располагаются самые широкие места с параллельно идущими волокнами. А это делает резьбу менее трудоемкой, а главное — придает изделию более благородный вид.

Обязательно и с большим пристрастием следует изучить поверхность доски на наличие на ней дефектов. Все трещины и сучки нужно убрать или подумать, как они могут быть использованы в общей композиции.

Еще одна важная часть подготовки дерева — обработка лицевой и оборотной стороны будущего полотна для резьбы.

Разметка

С учетом особенностей выбранного материала обозначаем контуры основных элементов картины. Использовать при этом можно как обычные чертежные инструменты и копирки, так и работать карандашом, как говорится, «на глаз».

Уже на этом этапе важно продумать и декоративную отделку изделия, позаботиться об обрамлении, сделав запас под багет.

Приступаем к резьбе

Резцами выбираем необходимую глубину под фон. Кстати, делать это можно и фрезами, но лично я предпочитаю работать вручную.

Затем прорабатываем отдельные элементы. Заглубляем нимб, фигуру, складки одежды.

Когда с этим покончено, можно приступать к созданию ликов. Стараемся делать их более выразительными, не отступая от принятых канонов.

В самый последний момент наносим орнаменты, декоративные элементы, надписи, украшаются обрамление и фон.

Шлифовка

Ее можно проводить как вручную, так и механически. Главное — удалить все недочеты и огрехи в резьбе. Конкретно в данном случае мне понадобилась лишь наждачная бумага, чтобы смягчить закругленные края обрамления и выровнять обратную сторону образка.

Тонировка

Учитывая то, что липа, которую мы использовали в работе, имеет светлый цвет, в традициях культовой резьбы ее нужно еще и тонировать. Нанесение тона зависит от замысла. Можно слегка прорисовать контуры складок одежды, а можно нанести яркие, насыщенные цвета в несколько слоев, проработав ими разные детали. Однако сегодня крайне редко применяется тотальная окраска.

Я же использую морилки на водной основе. Наношу их поэтапно несколько раз.

Защитный слой

Покрывать изделие лаком, воском или маслом — это решение следует принимать в зависимости от свойств древесины и идеи мастера, который точно знает, какого эффекта он желает добиться в результате.

Однако не стоит сбрасывать со счетов и такие нюансы, как последующее хранение изделия. Например, если икона делается для улицы, то ее необходимо подвергать особой обработке, чтобы она могла противостоять любым погодным условиям. Наш образок в таких испытаниях не нуждается. Пропитаем его на несколько слоев льняным маслом. На последнем этапе обработки добавим в льняное масло несколько капель эфирного масла. Кстати, не забудьте каждый слой тщательно отполировать мягкой тканью и высушить.

При желании можно украсить резную икону сусальным золотом, камнями, поталью или металлическими вставками. Но делать это нужно крайне деликатно, чтобы икона выглядела благородно и богато, а не безвкусно. А для этого нужны особые навыки и знания. Поэтому сегодня о таком декоре речи не идет.

Самый расцвет «иконы на рези» относится к XVI — XVII векам. Тогда русские мастера предпочитали использовать в своей работе привычные и податливые для них породы — липу и сосну, березу, ольху, а также осину. Но в особых случаях прибегали к применению редких привозных материалов, таких как кипарис, можжевельник, тис и груша.

Читайте также:  Домик для корелл из дерева сделать самим

Рельефные иконы расписывались красками и покрывались сусальным и твореным золотом и серебром. Тонировка изделий проводилась природными пигментами. Часто иконы обжигались и украшались тиснением, а нередко и драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами. Использовались при этом и речной жемчуг, и янтарь, и металлические вставки с чеканкой, и дорогие ткани.

Беспокоились резчики и о долголетии своих работ. Для защиты от влаги, плесени и паразитов на готовые иконы особым способом наносили очищенные масла, сложные лаки, пчелиный воск и натуральные олифы.

Источник

Резные иконы, панно. Марков Александр

Марков Александр (Саянск). Резьбу по дереву Александр Марков начал еще в 1985 году, работая художникам оформителем в Саянской художественной мастерской при оформлении детских садов и других объектов. В 90-х Отец Алексий попросил вырезать крест для аналоя и голгофу. Ему понравилось, и он в 1995 году пригласил Александра Владимировича принять участие в оформлении строящегося Храма. Вот с этой поры Александр и работает в церкви.

По словам священнослужителей, резные иконы (использует мастер при их изготовлении твердые породы деревьев, такие как осина и кедр) несут в себе глубочайший духовный смысл. Дерево издревле считалось живым материалом, а освященная икона вообще творит чудеса. Потому традицией для саянцев стало преподносить иконы — творения Маркова — почетным гостям.

Участие в выставках:

Областная выставка, посвященная 2-у всесоюзному фестивалю художественного творчества. 1980 году г. Иркутск.
В 2003 году за оформление Благовещенского храма была вручена патриаршая грамота от Архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима.
Областная выставка народное искусство 2004 г. Иркутск
Вручен Орден русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского 3-й степени 2006 г. Москва
Областная выставка «Саянская мозаика» 2007 г. Иркутск
Дипломант межрегионального конкурса «Русь мастеровая» 2008 г. Иркутск
Городская выставка прикладного искусства 2008 г. Саянск
Городская выставка «Мужество воспетое красотой» 2009 г. Саянск

Источник

Резные иконы

Первые резные иконы, которые были привезены к нам из Византии в XI веке, были из твердых пород дерева или из кости. И они почитались наравне с писаными иконами.
Пышный расцвет резной иконы был до XVI века.
В середине XVII века в России появился новый тип резьбы по дереву (горельеф) . Он был привнесен белорусскими резчиками, такими как монах Оршанского Кутеинского монастыря Ипполит, работавший для патриарха Никона.

«Иконы на рези»

Когда появились русские резные иконы, почему их запрещали и как им удалось выжить

Традиция изготовления рельефных икон зародилась в Византийской империи. Их вырезали из дерева, слоновой кости, перламутра, мягких пород камня, а также отливали из золота, серебра и меди. Из Византии они пришли в Грецию, Сербию и Болгарию.

– В XI веке первые «иконы на рези» — так их называли в летописях — были привезены на Русь паломниками, возвращавшимися из Святой Земли, — рассказывает корреспонденту РП кандидат искусствоведения Елена Шаронова. — Русских мастеров сразу заинтересовали необычные образы, и они стали работать над созданием собственных икон. Первоначально они лишь копировали технику исполнения византийских мастеров, перенимали их стиль резьбы. Но уже к концу века начали работать в своей, оригинальной манере. В качестве образцов для подражания они использовали прориси икон, подлинные писаные образа, иллюстрации к Библии и другим священным текстам.

Русские резчики научились использовать не дорогие привозные, а местные сорта древесины — чаще всего в ход шли липа и сосна, реже — береза, ольха, осина и ясень. Импортные кипарис, можжевельник, черное дерево, кедр, груше и тис они оставили лишь для особых случаев, для самых ответственных заказов.

Как правило, объемные иконы расписывали, крайне редко поверхность древесины оставляли открытой. Поэтому русские мастера разработали оригинальные техники грунтовки — например, на основе бобрового жира и карлука — особого клея из осетровых рыб. Начали использовать для окрашивания рельефных изображений не только масляные, но также более долговечные восковые и смоляные краски. Стали украшать иконы сусальным золотом и серебром, драгоценными и поделочными камнями — особенно популярны были речной жемчуг и янтарь, металлическими вставками с чеканкой.

– При отделке «резчики иконописные» также использовали дорогие ткани — бархат, парчу, шелк, — продолжает Елена Шаронова. — А чтобы защитить готовое изделие от влаги и жучков-древоточцев, обрабатывали их специальными составами на основе олифы и пчелиного воска, покрывали лаком. Сложные техники обработки и декорирования деревянной поверхности превращали рельефные иконы в настоящие произведения искусства.
Путь к Мономахову трону

Резные иконы покорили Русь. Этому способствовало не только быстро растущее мастерство их исполнения, но и тот факт, что иконописцев в те времена было еще мало. Поэтому писаные иконы стоили очень дорого, и даже за большие деньги приобрести их было сложно. А обилие древесины и большое количество мастеров, имевших отличные навыки работы с ней, сделали деревянные образы не в пример дешевле и доступнее. Поэтому «иконы на рези» можно было увидеть не только в домах, но и в храмах. Вскоре получили распространение и вырезанные целиком из дерева иконостасы.

Читайте также:  Как сделать телефону из дерева чехол самим

– Расцвет рельефных икон пришелся на XVI век, — продолжает рассказ Елена Шаронова. — Тогда множество «резчиков иконописных» работало в Киево-Печерской лавре, при Соловецком, Кирилло-Белозерском, Псково-Печерском, Михаило-Архангельском и Свято-Озерском Валдайском монастырях. Особенно знамениты были «древоделы» Троице-Сергиевой лавры, самым известным из которых был Амвросий. Авторство большинства объемных икон установить сложно, поскольку мастера не подписывали свои творения: создание святых изображений считалось делом соборным и молитвенным.

Тогда же, в XVI веке, начала свою работу Кремлевская оружейная палата, в составе которой была открыта мастерская резных дел. В 1551 году в ней было создано замечательное произведение русского искусства — Моленное место царя Ивана Грозного, которое и сегодня можно увидеть в Успенском соборе Московского Кремля. Этот Мономахов трон был изготовлен с использованием традиций резьбы по дереву, накопленных за века работы над резными иконами.

В середине XVII века для резных икон наступили тяжелые времена. Раскол, возникший в русской церкви, привел к тому, что их изгнали из храмов.

– Во время церковной реформы, инициированной патриархом Никоном в 50–60 годах XVII века, резные иконы сочли пережитком язычества, влиянием «латинянства», римской католической церкви, и начали активно уничтожать, — рассказывает корреспонденту РП историк Владимир Манаев. — Но несравненно больший ущерб этому искусству нанес указ, изданный Святейшим Синодом 31 августа 1722 года, во времена правления императора Петра I. В указе «Об исправлении иконного изображения» постановлялось: «. резных икон и отливанных не делать и в церквах не употреблять, понеже в греческих и в других православных странах доселе не бывало и ныне не обретается».

После этого указа большая часть русских православных резных икон была просто уничтожена. Наиболее радикально настроенные реформаторы рубили их топорами, сжигали в синодальных кострах. Более лояльные — передавали в епархиальные хранилища. А пассивные противники реформ прятали храмовые святыни в укромные места в подвалах, кладовках, на чердаках церквей. Многие остатки таких тайников петровских времен обнаруживали в XX веке, когда советская власть занялась массовым сносом церковных зданий.

Изготавливать и даже просто иметь в домах объемные иконы и скульптуры было категорически запрещено. Исключение было сделано только для резных крестов и панагий.

– Однако полностью истребить древнее искусство изготовления резных икон не удалось, — говорит Елена Шаронова. — Старообрядцы прятали их в потайных «молельных местах» в своих частных домах, куда не могли прийти с проверкой. Раскольники уносили их с собой на русский Север, в Сибирь — туда, где до них не могли дотянуться карающие руки властей, хранили их в своих тайных скитах. Сегодня музейные собрания деревянной православной пластики Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря пополняются в основном из этих мест, где вдалеке от различных политических катаклизмов сохраняли традицию русского иконотворчества из дерева. Здесь продолжали работать мастерские, где обучали новых «древоделов», создавались новые резные образы, киоты и иконостасы.
Сибирское Возрождение

На Урале и в Сибири искусство создания объемных икон пережило новый расцвет не только в раскольничьей среде. Интерес к ним проявила и официальная православная церковь, которой приходилось учиться взаимодействовать и договариваться с многонациональным населением этих территорий.

– Большинство представителей коренных народов Зауралья и Сибири были язычниками, поклонявшимися деревянным идолам, — говорит Владимир Манаев. — Как может быть священным объемное изображение из дерева, им было близко и понятно. А плоские живописные изображение не внушали им доверия. И чтобы облегчить восприятие православия новообращенными христианами, во многих местных храмах стали с молчаливого согласия иерархов появляться объемные иконы Богородицы и Иисуса Христа. Они помогали удержать в лоне Церкви своевольных неофитов. Поэтому сейчас богатейшими коллекциями православной пластики располагают именно музеи Урала и Сибири. В них можно увидеть вырезанного из дерева скуластого Иисуса Христа в костюме финно-угорских охотников или Богородицу с раскосыми глазами.

Чтобы вновь очистить православные храмы от проникших в них резных изображений, Святейший Синод 30 ноября 1832 года утвердил новый указ — «О том, чтобы в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов». После этого рельефные иконы подверглись новым гонениям.

Сейчас интерес к рельефным иконам растет. Появляется все больше мастеров, каждый из которых работает в своем оригинальном стиле и использует уникальные техники. Эти истинно верующие православные христиане, подвижники, работающие в разных регионах России, возрождают древнее искусство «икон на рези». Их произведения снова можно увидеть во многих православных храмах. А при монастырях сегодня заново создаются мастерские, специализирующиеся на резьбе по дереву

Источник

Мастер-Класс «Объемная икона»

Честно говоря, это не совсем мастер-класс, так как не умея держать в руке стамеску, повторить подобную работу будет сложно, но если админы сказали МК, значит будет МК! Да и не боги горшки обжигают, и, может быть, кому-то это простое описание этапов работы поможет сделать первые шаги в качестве резчика. Поскольку моим работам до искусства еще далеко, попробую описать ремесленный, технический аспект изготовления подобной работы. Духовной стороны вопроса касаться не буду — не моя епархия, для этого есть священники и богословы. А историю удивительного древнего искусства объемной иконы я вкратце попыталась изложить в публикации «История резной иконы» .

Читайте также:  Как сделать мебель из дерева для кукол монстер хай

Для изготовления маленького карманного (дорожного) образка

с изображением Ангела-Хранителя

нам понадобится:

  • липовая доска
  • стамески для резьбы по дереву
  • наждачная бумага
  • карандаш простой, линейка, циркуль
  • бумага для эскизов, калька или копировальная бумага
  • морилки на водной основе (можно и без них)
  • масло льняное или другое финишное покрытие по выбору (лак, мастика, воск)
  • кисти мягкие (белка, колонок)
  • ветошь для полировки

Итак, любое дело начинается с идеи. А идеи — птицы вольные и прилетают порой из самых неожиданных мест. Поэтому, даже имея достаточно высокую эрудицию в данном вопросе, не будет лишним провести предварительную работу по изучению литературного и изобразительного материала. Здесь в ход идут все доступные фонды музеев и библиотек, личные книжные запасы, Интернет-ресурсы. Они помогут найти жития святых, библейские сюжеты, прориси, репродукции современной и древней произведений иконописи. Вдохновляемся, пополняем интеллектуальный багаж и приступаем к разработке эскиза: это может быть копия (в той или иной степени приближения к оригиналу), компиляция из доступных мастеру образцов или абсолютно новая, авторская работа с нуля.

Следующий шаг – выбор древесины. Она должна быть хорошо просушена (но не пересушена), без следов небрежной обработки и хранения.

Необходимо подобрать качественную доску. Самые лучшие заготовки выходят из участка близкого к центру ствола, но не захватывающего ядро — здесь самое широкое место и волокна идут параллельно, что значительно упрощает процесс резьбы, улучшает внешний вид и повышает качество изделия.

Нужно подогнать доску по размеру, изучить поверхность на предмет дефектов (трещин, сучков и проч.), устранить их или обыграть, заставив работать на общую художественную задачу; при необходимости обработать лицевую и обратную сторону, торцы — это неоходимая часть подготовки древесины к резьбе.

Далее — нанести разметку с учетом особенностей конкретной доски, обозначить контуры основных элементов можно с помощью обычных чертежных инструментов и копировальной бумаги или от руки, «на глазок».

Не будет лишним на этом этапе продумать декоративную отделку работы, предусмотреть обрамление, сделать запас под багет.

Теперь можно взять в руки резцы. Сначала на необходимую глубину выбирается фон (здесь иногда используют фрезы, но мне нравится это делать вручную).

Затем начинается проработка отдельных элементов: заглубляется нимб, прорабатываются фигуры, складки одежд. Теперь можно вырезать лики, по мере возможности добиваясь выразительности, но не отступая от канона. В последнюю очередь наносятся орнаменты, надписи, декоративные элементы, украшается обрамление, фон.

Если требуется, то производится механическая и ручная шлифовка изделия. На этом этапе удаляются мелкие огрехи и недочеты. В этой работе наждачной бумагой были слегка смягчены, скруглены края обрамления и выровнена задняя сторона доски.

Поскольку липовая доска имеет светлый, часто почти белый цвет, а также в соответствии с традицией раскрашивать культовую резьбу, наносятся тонировочные составы. В зависимости от замысла это может быть легкая прорисовка с целью придания эффектности складкам и углублениям; а может и яркая, многослойная, насыщенная проработка деталей различными цветами. Тотальную, кроющую окраску сейчас применяют редко, так как всегда жалко терять натуральную фактуру дерева. В недорогих работах (как в данном случае) я использую морилки на водной основе, нанося их в несколько приемов, при необходимости, разводя водой.

Далее – нанесение защитного слоя. Сейчас для качественного покрытия изделий из древесины есть множество препаратов: лаки, воски, мастики, масла, пропитки. Выбор всегда зависит от свойств материала, вкуса мастера и его желания добиться определенного эффекта.

Сделав финишное покрытие матовым или блестящим, можно в корне изменить внешний вид работы (иногда даже безнадежно испортить). Также следует учесть условия, в которых будет храниться работа. Скажем, для надвратных, подверженных всем климатическим и природным воздействиям, икон необходима специальная, особо прочная защита со всех сторон. Наша маленькая карманная иконка вряд ли будет подвергнута таким испытаниям, поэтому пропитана только несколькими слоями льняного масла. В последний добавлено несколько капель эфирного масла, чтобы облагородить не слишком приятный запах льняного. Каждый слой тщательно располирован мягкой тканью и высушен.

Возможно также украшение резной иконы сусальным золотом, поталью, камнями, металлическими вставками, однако сделать это деликатно и уместно весьма непросто. Грань между богатым декором и китчево-балаганной безвкусицей чрезвычайно тонка, тогда как натуральная, умело обработанная древесина, всегда выглядит естественно, благородно и даже роскошно.

Вот и все. Можно нести доску в храм — освящать: только тогда из изделия декоративно-прикладного искусства она превратится в настоящую икону.

Источник