Меню

Как сделать раппорт из бумаги



Изучение различных техник в работе с художественными материалами. Раппорт. Шаблоны и трафареты. Набивка узора
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо) на тему

Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

Прививать навыки работы в группе.

Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным

На всех ступенях обучения используются различные техники изображения и различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка.

На уроке “Узоры на крыльях” возможно использование цветной техникой “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях.

Урок в 5 классе на тему “Фасад избы” можно выполнить в технике “Граттаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Учащиеся натирают лист бумаги воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными.

На уроке “Мамин платок” применима техника холодного батика. Для выполнения работы вам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью с добавлением клея ПВА.

Урок на тему “Натюрморт» или «Дара осени»” можно провести при помощи “Лоскутной техники”. Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры, задуманные предметы быта, посуду и цветы. Попробуйте и вы! Уверяю вас, и вы и дети получите огромное удовольствие. Нетрадиционные техники помогают сделать занятие эмоционально богаче, вызывают огромный интерес у ребят к творчеству, художественной деятельности, а также развивают у обучающихся воображение и фантазию, улучшает мелкую моторику, гибкость рук.

Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь как можно шире применить различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету «ИЗО и художественный труд».

Существует ещё один аспект, о котором говорится крайне мало и редко: каждая художественная техника, которая применяется на уроках «ИЗО и художественный труд» развивает ребёнка физически, а также и подготавливает к таким трудным, на мой взгляд, предметам как черчение и геометрии (и даже к русскому языку).

Раппорт. Шаблоны и трафареты. Набивка узора

Вид урока: комбинированный

— овладение способом набивки по шаблону, трафарету;

— воспитание художественного вкуса;

— развитие творческих способностей, изобразительных навыков

— воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;

Знать:

— способы размножения изображения;

— особенности шаблона и трафарета;

— сферу применения различных способов размножения изображения.

Уметь:

— изготавливать шаблоны и трафареты;

— придумывать декоративный мотив;

— использовать художественные материалы (гуашь), технику размножения изображения с помощью шаблонов и трафаретов;

— организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

— развивать воображение, уметь фантазировать

Оборудование:

Презентация по теме, примеры работы, трафарет и шаблон

Для детей: альбом, картон, ножницы, гуашь, губка, клеенка

План:

2.Введение в тему.

4. Практическая работа

5. Анализ работ. Выставление оценок.

6.Убрка рабочих мест

Ход урока

1. Приветствую ребят. Проверяем готовность рабочих мест.

2. Введение в тему:

«Чтобы украсить подарок его оборачивают в красивую бумагу, для этого используется специальная узорная бумага разных цветов и с разным орнаментом. Очень приятно сделать такую бумагу для обертки по своему замыслу и вкусу!

Читайте также:  Как из бумаги сделать столбики

Бумага для обертывания, как и ткань, имеет бесконечный рисунок, его можно продолжать с правой и с левой стороны, вверх и вниз. Декоративные мотивы, из которых состоит такой узор, могут располагаться в нем различно, повторяясь через определенные промежутки, образую раппорт.

Раппорт – (франц. rapport, от rapporter — приносить обратно) — базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно на ткани, трикотаже, вышивке, ковре,обоях и т. д.

Чтобы сделать такую бумагу быстро и аккуратно, модно применить способ механического повторения отдельных частей узора. Способов механического повторения рисунков много, и изобретены они очень давно.

Ее в старину, когда только начинало развиваться фабричное производство тканей, узоры на них отпечатывались с деревянных досок, на которых были вырезаны рисунки. Количество таких досок обычно соответствовало числу красок в узоре.

Узор на ткани изготовлялся вручную, путем «набивки» молотком по наложенной на доску ткани. Поэтому такие узорные ткани назывались набойками. Такие старинные ткань теперь можно увидеть только в музеях.

Теперь узоры на тканях наносятся машинами, но не которые способы механического повторения частей узора, например по трафарету или шаблону, еще применяются. Эти способы очень просты и доступны каждому. Вы тоже можете сделать шаблоны и трафареты и придумать для них рисунок».

3. Работа учащихся.

Предварительно лист альбома делится на 2 части, каждая из которых закрашивается разным цветом.

На листе тонкого картона рисуют декоративный элемент. Вырезают рисунок точно по контуру. При составлении узора шаблон накладывают в нужном порядке и обводят. Получается точное повторение одного и того же контура.

На листах тонкого картона делают прорези, точно соответствующие очертанию частей декоративного мотива.

Для получения рисунка в несколько красок последовательно накладывают трафарет на бумагу и закрашивают (примакивают губкой) краской прорези.

Через трафарет узор – отбивается, через шаблонобводится.

Краску надо брать погуще, чтобы она не затекала под трафарет.

Попробуйте сделать отпечаток, взяв сразу на губку 2 цвета.

4. Анализ работ. Выставление оценок

5. Уборка рабочих мест.

Источник

«Раппорт как часть орнамента»

Мастер-класс рассчитан на детей с 10 лет.

Цель: организовать деятельность обучающихся в освоении построения раппорта и в последствии орнамента.

Задачи:

  • Формировать знания и умения в освоении построения, составления раппорта;
  • Воспитывать аккуратность в работе;
  • Воспитывать трудолюбие, точность;
  • Развивать индивидуальный подход к творческой деятельности;
  • Развивать глазомер, моторику мышц руки;
  • Развивать способность сравнивать и анализировать.

Наглядные пособия: Образцы, схемы построения раппорта; образцы орнаментальных композиций обучающихся прошлых лет.

Ведущие понятия: Композиция, раппорт, орнамент, симметрия, элемент.

Оборудование и материалы: компьютер, плакаты, бумага для черчения формат А3, линейка, циркуль, карандаши, ластик, фломастеры, гуашь.

Ход мастер-класса:

  1. Сообщение плана и целей мастер-класса.
  2. Проверка готовности детей к мастер-классу.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Итог работы.

Объяснение нового материала.

Раппорт – конструктивный элемент орнамента.

Среди многообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной проливной керамике.

Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку — конструктивную основу рисунка.
Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта (ковры, ткани, мозаика, обои и т. п.).
В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб. При соединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый.

Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаментального мотива.

Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т. п. Мотивы чаще всего вписываются в прямоугольник или ромб; в случае ленточных обрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.

Читайте также:  Как сделать футболку с рисунком из бумаги

Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т. п.), где мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический раппорт.

Этапы практической работы мастер-класса

Выполнение чертежа при помощи линейки, циркуля и карандаша. Схемы раппорта. Подбор мотива.

Проработка мотива в цвете при помощи фломастеров, карандашей или красок (гуашь, акварель)
Выполнение чистового варианта

Итоговые работы проведенного мастер-класса.

Преподаватель: Жарикова Анна Владимировна, МКОУ ДОД «Детская школа искусств №3»,

Источник

Раппортный способ сложения бумаги

Такой способ сложения бумаги называется раппортным и применяется для вырезания “подзоров”, гирлянд и “фiранак” (раппорт – это многократно повторяющийся рисунок). В результате складывания получается полоска бумаги, с двух сторон которой находятся сгибы.

“Подзор” – это украшение для полочки или края столешницы, которая представляет собой ажурную вытинанку, изготовленную из полоски бумаги белого цвета. Отмерь полоску бумаги нужной длинны (длина украшаемой полочки) и шириной 15-20 см. Сложи ее гармошкой. Постарайся придумать свой узор для «подзора», применяя известные тебе элементы вырезания. Ничего не прорисовывай! Главное, оставляй промежутки между деталями, чтобы изделие не развалилось на части, и у тебя получится оригинальный неповторимый узор! Если хочешь сделать «подзор», как на фотографиях, то:

1) сложи бумагу рапортным способом;
2) с помощью копирки переведи рисунок на сложенную полоску бумаги;

3) вырежи;
4) разгладь утюгом изделие;
5)прикрепи на полочку с помощью липкой ленты.

“Фiранка” – это оконная занавеска, изготовленная из белой бумаги техникой вытинанка, имевшая большое распространение в 30-х годах прошлого века как в сельской местности, так и в городах. Освой несколько элементов, с помощью которых ты сможешь импровизировать и вырезать оригинальные узоры.

Упражнение 10. “Ёлочки” .

Лист бумаги размером 14х20 см сложи раппортным способом (можно вдоль листа, можно и поперек). На получившейся полоске бумаги сделай элемент “прямой разрез с промежутками” (рис. 10.1).

Разрезы делай как можно дальше к противоположному краю. Переверни полоску бумаги так, чтобы вырезанные треугольники оказались сверху. Повторяя форму треугольников, выполни снова “прямой разрез”, оставляя окантовку одинаковой ширины (рис. 10.2).

Аккуратно разверни и расправь вытинанку (рис. 10.3).

Упражнение 11. “Сеточка”.

Лист бумаги размером 14х20 см сложи раппортным способом. Выполни элемент “флажки”, обязательно оставляя между разрезами промежутки (рис. 11.1).

Старайся делать разрезы как можно ближе к противоположному краю полоски.

Переверни полоску и вырежи такие же треугольники с другой стороны, оставляя окантовку одинаковой ширины (рис. 11.2).

Разверни и расправь изделие (рис. 11.3).

Упражнение 12. “Жучки”.

Лист бумаги размером 14х20 см сложи раппортным способом.

В данном случае делай разрезы, начиная с правого края – налево:

1) отрежь верхний правый угол полоски;

2) отступив небольшое расстояние (ширина окантовки), сделай разрез, параллельный предыдущему, как можно ближе к противоположному краю полоски;

3) сделай разрез, перпендикулярный краю полоски (у тебя выпадет прямоугольный треугольник бумаги);

4) отступив расстояние, равное ширине окантовки, сделай еще один разрез, параллельный предыдущему;

5) сделай разрез наискосок к концу предыдущего разреза. У тебя должен выпасть такой же прямоугольный треугольник, как в первом случае (рис. 12.1).

Поверни полоску бумаги и выполни разрезы точно так же: наискосок, прямо, прямо, наискосок (рис. 12.2).

Снова поверни полоску и т.д. Аккуратно разверни и расправь изделие (рис. 12.3).

Источник

РАППОРТНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА

Технологическое исполнение бесконечно повторяющегося на ткани рисунка требует, чтобы он повторялся с особой закономерностью. Этот повтор называется раппортным.

Раппорт — законченная наименьшая по размеру площадь рисунка, которая повторяется точно по вертикали и горизонтали (для сетчатого раппорта) или в одном направлении (для линейного раппорта) необходимое число раз без просветов фона.

При оформлении метровых полотен на печатных машинах раппортная площадь имеет чаще всего прямоугольную или квадратную форму. Это касается всех раппортных рисунков, в которых мотив повторяется как по основе ткани, так и по утку или только по основе. Такая форма раппорта связана с равномерным через равные интервалы соприкосновением поверхности текстильного материала с печатающей поверхностью машины (металлическим гравированным валом, прямоугольным или круглым сетчатым шаблоном — рамой с натянутым на нее шелковым или металлическим ситом). Печать метровых полотен производится одновременно на всю ширину полотна. Поэтому печатающая плоскость всегда направлена под прямым углом по отношению к плоскости движения текстильного полотна.

Читайте также:  Как сделать крылья для гуся из бумаги своими руками

Раппортное построение текстильного рисунка — один из видов симметричных построений (симметрии переноса). Перенос, осуществляемый в нескольких направлениях, дает сетчатое построение раппорта, т.е. равномерное заполнение поверхности ткани орнаментом (рис. 6). При сетчато-раппортном построении орнамента возможно 17 различных вариантов размещения плоскости фигуры (раппортной площади) на основе пяти параллелограммических систем точек [7].

Два варианта такого построения представлены на рис. 6, г и д.

Перенос, сделанный через равные интервалы в одном направлении, представляет собой линейное построение раппорта (рис. 7,А). На основе одного элемента можно построить семь вариантов его размещения в линейном раппорте [7].

При оформлении текстильных изделий используют также смешанные раппортные построения. На рис. 7, б приведен пример сочетания линейного и сетчатого раппорта. Сетчатые раппортные построения можно выполнить как по схеме, в основе которой лежит квадрат (см. рис. 6, а), так и по схемам с прямоугольниками любой формы (см. рис. 6, б, в). Этот раппорт называется прямым. Как частный случай раппорт-ного построения используется так называемый раппорт со сдвигом или в уступ ранее часто встречавшийся в мелкоузорчатых рисунках и рисунках с небольшим по размеру раппортом. В настоящее время художники для придания рисунку большей динамики и смягчения схемы раппортного построения сдвигают раппортную плоскость на 1/2 (см. рис. 6, г), 1/3 (см. рис. 6, д) высоты раппорта.

Высотой раппорта называется расстояние между одинаковыми точками перемещаемой по вертикали раппортнои плоскости.

Расстояние между одинаковыми точками при переносе плоскости по горизонтали называется шириной раппорта.

Рисунки линейного раппортного построения имеют только высоту раппорта (см. рис. 7, а). По высоте раппорт ограничивается размерами окружности печатного вала или шириной шаблона. Самый большой раппорт равен этим размерам, все меньшие раппорты должны быть кратны им, т.е. укладываться в них целое число раз. Ширина раппорта ограничена шириной текстильного материала, на котором печатается рисунок.

При линейном раппорте его ширина равна ширине ткани. При использовании сетчатого раппортного построения раппорт по ширине повторяется два раза и более (это число не обязательно должно быть целым), см. рис. 6, е.

Раппортный мотив может быть вписан в форму любой сложной конфигурации при условии, что при переносе по вертикали и горизонтали на размер высоты и ширины раппорта все границы форм соответственно совпадут (см. рис.6, ж). Эти границы образуют так называемые линии раппортного стыка или разреза. Они необходимы при переносе рисунка на металлические валы или сетчатые шаблоны. Обычно линии раппортного стыка проходят по границам элементов мотива и не выявляются при печати на ткани, чтобы сохранить ритм и пластику мотива.

Ни в коем случае нельзя путать раппортный повтор одинаковых площадей рисунка со всеми мотивами и элементами, их заполняющими, с повтором одинаковых фигур, входящих в орнаментальный мотив. Одинаковых форм в одном и том же положении может быть в раппортном мотиве несколько. Но раппортным повтором будет только повтор всей раппортной плоскости рисунка, в которую входят и орнаментальные формы, и интервалы между ними, т. е. направленный перенос всего раппортного орнаментального мотива с его деталями и обязательным совпадением по линиям стыков.

Форму раппорта, его размер и принцип размещения мотивов в раппорте художник выбирает в зависимости от назначения оформляемого текстильного полотна и особенностей печатного оборудования. Варианты равномерного размещения нескольких форм или мотивов в раппорте даны на рис. 8 (а — на 2 формы; б — на 2 формы с поворотом на 180°; в — на 3 формы; г — на 4 формы на 7 линиях; д – на 4 формы на косых линиях; е – на 5 форм на 6 линиях; ж — на 4 формы на 11 линиях; з — на 5 форм на 11линиях; и — на 5 форм на 7 линиях).

Все плательные ткани требуют завуалированности схемы раппортного построения, чтобы при изготовлении костюма можно было экономно расходовать ткань, не резать, не расчленять швами раппортные формы на части. И наоборот, в декоративных полотнах для оформления интерьера четко читаемая на больших плоскостях схема раппортного построения вносит ритмическую организацию во всю плоскость и влияет на ощущение размеров помещения, его характера. Определенно выявленное размещение форм по прямому раппорту придает композиции общую статичность. Все композиции рисунка с невыявлен-ным раппортным построением более динамичны.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Источник