Меню

Как сделать корабль в бутылке в домашних условиях



Как сделать корабль в бутылке

Что самое главное в отдыхе на курорте? Это не только отдых и развлечения, но и сувениры, которые будут напоминать о приятных моментах. Поэтому мы частенько заглядываем в сувенирные лавки, в поисках чего ни будь эдакого.

Корабль в бутылке это один из тех сувениров, который, не смотря на свой возраст существования на рынке, до сих пор вводит туристов в восторг. У многих сразу возникал вопрос, ну как можно засунуть такой большой корабль, в такую маленькую бутылочку.

Секрета нет, все это делается через горлышко бутылки. Здесь главное терпение, и при желании, вы тоже можете построить корабль в бутылке своими руками. И неважно для себя вы сделаете этот сувенир или в качестве подарка для друзей, главное это, то, что вы смогли его сделать своими руками, а следовательно такой подарок будет ценнее.

А если будет хорошо получаться, можно даже организовать дополнительный приработок, а реализовывать свою продукцию через сувенирные лавки.

Немного теории

Первым делом необходимо прорисовать модель корабля, чтобы она по размеру поместилась в бутылке, при этом соблюдались его пропорции.

А теперь перейдем к практике

Из подходящего бруска дерева, лобзиком, вырезается корпус будущего корабля. После чего наждачкой шлифуем поверхность и доводим очертания корпуса до оригинала.

Обязательно проверяем, проходит ли корпус корабля в горлышко бутылки. При этом не стоит забывать, что сверху палубы будет еще крепиться мачта и реи, и они тоже должны пройти в горлышко вместе с корпусом корабля.

Мачты и бушприт изготавливаем из палочек для барбекю. Чтобы создать необходимое заужение на бушприте и мачте, зажимаем палочку в дрель и, приложив наждачную бумагу, снимаем лишнее.

В мачте сверлим отверстия диаметром 0,5мм. (тонкое сверло можно изготовить из куска проволоки, расплескав конец и заточив под сверло). Для крепления мачты с корпусом корабля, просовываем проволоку в нижнее отверстие мачты и сгибаем проволоку буквой П.

Здесь есть небольшой нюанс, первая мачта должна ложиться немного в сторону, иначе если первая мачта ляжет на вторую, то этот кораблик вы уже не засунете в бутылку.

Реи корабля можно изготовить из спичек. В основании реи делаем маленькое отверстие, чтобы можно было прикрепить нитями к мачте. Если просверлить отверстие это для вас проблема, можно поступить другим способом. У основания реи делаем бандаж, из нити оставив два конца, а чтобы бандаж не сполз, фиксируем клеем.

Из нитей натягиваем фордуны и штаги

Не забываем узлы ниток фиксировать клеем.

В процессе сборки, периодически необходимо проверять, проходит ли ваш корабль в горлышко бутылки.

Паруса были изготовлены из тонкой ткани — батиста. Клеим паруса непосредственно к мачте.

Приступаем к изготовлению подставки для бутылки и подготовке самой бутылки

Бутылку необходимо очистить от этикеток и хорошенечко промыть внутри, после чего даем бутылке высохнуть. Из-за жесткой воды, мы получим потеки как внутри, так и с наружи бутылки, но если снаружи потеки можем удалить тряпкой, то потеки внутри бутылки могут все испортить. Для этого наливаем в бутылку немного спирта и ополаскиваем ее. При необходимости можно намотать на конец проволоки немного ветоши, и промыть бутылку спиртом изнутри.

Имитацию воды в бутылке можно создать, используя замазку (оконную). Для этого оконную замазку смешиваем с масляными красками, до получения необходимого цвета.

Чтобы не испачкать бутылку в замазке, в горлышко помещаем кусочек пергаментной бумаги, и только после этого проволокой проталкиваем замазку в бутылку. При помощи проволоки с изогнутым колечком на конце формируем из замазки волны.

Складываем мачты корабля, аккуратно просовываем в бутылку, и устанавливаем на импровизированном море.

После того как расправили паруса, натянув нити проведенные через бушприт, фиксируем их каплей клея.

Не стоит сразу отрезать нити, лучше выждать денек, чтобы клей высох. Обрезать нить можно кусочком лезвия, закрепленным на проволоке, для этого натянуть нити и провести по ним лезвием возле бушприта.

Вот теперь корабль готов, только не стоит сразу закупоривать бутылку, поскольку из-за влаги, которая содержится в замазке, стенки бутылки запотеют. Необходимо выждать недельку пока влага полностью не выйдет из бутылки, а чтобы за это время пыль не попала в бутылку, горлышко можно заткнуть марлевым тампоном.

Источник

Корабль в бутылке. История и секреты изготовления

Чудо из чудес – корабль в бутылке. Все видели такие волшебные вещицы, которые завораживают тайной, будят в душе жажду странствий. Один лишь вопрос никак не выходит из головы. Как этот корабль, который явно намного больше, чем отверстие в бутылке, поместился в сосуде? Многие думают, что нижняя часть бутылки была сначала отрезана, а потом приклеена. Секрет в том, что корпус судна достаточно мал, чтобы легко вписаться в горлышко бутылки. Именно так основание поделки и попадает внутрь. Но паруса и лонжероны (мачты и опоры для парусов) являются разборными. Они размещаются в конце процесса с помощью приспособлений – нитей и пинцетов.Как появилась идея поместить корабль в бутылку История кораблей в бутылках состоит из 2-х равнозначных частей. Во-первых, речь идет о создании миниатюр самих кораблей. Моряки в старину проводили годы в море на судах. В свободное время они, используя древесину, ткань и веревки, создавали игрушечные лодки. Возможно, это началось 4000 лет назад. Египтяне хоронили миниатюрные корабли с их мумифицированными мастерами. Финикийцы, этруски и греки изготавливали такие великолепные модели, что эти кораблики, запечатленные в настенных росписях, до сих пор оставляют неизгладимое впечатление на современных людей.

Идея поместить модель корабля в бутылку родилась гораздо позднее, так как сами бутылки появились позже, чем игрушечные модели суденышек. Но и после изобретения бутыли долгое время были очень низкого качества. Поначалу в бутылках размещались божественные фигуры. Впервые это было сделано в 1750 году монахами, которые кропотливо занимались этим ремеслом, посвящая ему долгие месяцы. Модели персонажей и головоломки помещались в бутылки, которые имели многочисленные дефекты. Из-за искажений стекла все поделки не производили должного эффекта. Когда технологии изготовления стекла улучшились, то бутылки стали совершенно прозрачными. Они уже не имели пузырей и тяжелых швов. Этот факт, безусловно, повлиял на изготовление поделок, так как они стали смотреться совсем по-иному. Тем не менее, сегодня незначительные искажения, мягкие оттенки и антикварная внешность бутылок с секретами рассматриваются как преимущества. Такие изделия ценятся гораздо дороже.

Модельные суда впервые были помещены в бутылки примерно в 1850 году. Ясно, что на создание первых таких вещиц уходило уйма времени, они требовали огромного терпения. Так как изготовление и сборка мачт, прочих мелких элементов в бутылке была крайне сложной. Большинство классических парусных кораблей сохранились в бутылках в виде экспонатов, которые можно увидеть в морских музеях по всему миру.

Какие материалы используются для изготовления корабля в бутылке своими руками
Безусловно, для изготовления корабля в бутылке требуется определенная сноровка, но и материаловедение играет не последнюю роль, так как сорт дерева для корпуса модели подбирается после выбора конкретного типа корабля. Дело в том, что пропорции одного судна лучше подходят для одной формы бутылки, а размеры частей корабля диктуются внутренним диаметром горлышка. Обычно используется лиственная древесина – ель или пихта, которые должны быть мелкозернистыми по структуре, не иметь каких-либо недостатков.

Бутылки с плоскими боковыми стенками легко устанавливаются на полках или столах. Привлекательны и трехгранные бутылки с «ямочками». Круглые бутылки требуют стойки или опоры для стабильности. Суда с более чем тремя мачтами выглядят более изящно в тонких удлиненных бутылках. Шхуны и другие корабли с одной или двумя мачтами подходят для более легких бутылок.

На изготовление частей кораблей идут бамбуковые коктейльные шампуры, дюбеля малого диаметра для лонжеронов, зубочистки для оформления палубы и спасательных шлюпок, более крупные блоки из дерева для создания рабочей площадки. Также применяется наждачная бумага сорта от 120 до 200 для сглаживания корпуса и других составляющих.

Нитки, проволока, клей и лак для создания парусов, мачт, металлической обшивки, склеивания кусочков вместе. Пчелиный воск помогает скреплять тонкие нитки вместе. Краска и модельные эмали в самых разных цветах, тонкие кисти – это материалы и инструменты для окраски деталей корабля. Бумага идет на изготовление парусов, а их швы прорисовываются карандашами.

«Море» под кораблем можно изготовить двумя способами: из масляной шпатлевки на льняном семени, масляных художественных красок. Во втором методе применяется пластилин, который придает лучший объем желаемой композиции.

Для работы нужен набор простых инструментов, таких как ножи, миниатюрные отвертки, пилы и тиски. Некоторые инструменты могут быть сделаны для создания конкретной бутылки и модели корабля: проволочные пинцеты, коврики, крючки, вырезанные из жестяной банки.Корабль в бутылке Корабли в бутылках в общем смысле являются предметами интерьера. Умение модельера заключается в том, чтобы воссоздать миниатюрную версию оригинала, которая будет заключена в стеклянную бутыль. Дизайнерские аспект в изготовлении корабля – это выбор модели корабля, которая начинается с исследований конкретного типа судна, изучения некоторых основных морских терминов, тщательного рассмотрения деталей: парусов, оснастки и частей корабля. Помимо самого корабля дизайнер должен хорошо ориентироваться в типах бутылок, стендах для показа или настенного крепления предмета интерьера, украшения. Бутылки выбираются по размеру, форме, цвету, эксцентриситету. Размеры могут варьироваться от 50 кубических до 3 л.

Корабль можно разместить в большой бутылке или в крошечной. Иногда создаются пары одинаковых бутылок и кораблей, которые закреплены между собой, а установлены на длинной стойке для демонстрации, которая отлично подчеркивает необычную конструкцию. Корабли также могут быть помещены в лампочках, прозрачных глобусах, елочных украшениях. В конечном счете, самые успешные проекты являют собой гармонию творчества и верности исторической точности. Пропорции мачт и оснастки для корпусов, палубных домиков, спасательных шлюпок и флагов должны быть настолько верными, насколько это возможно, потому что некоторые ошибки будут очевидны даже для тех, кто раньше никогда не видел кораблей в бутылке.

Когда модель судна и вид бутылки уже выбраны, то все измерения должны быть проверены дважды. Корабль и его снасти должны входить в горлышко бутылки, не должны ударяться о верхнюю или боковую сторону бутылки при установке мачт. Модельер при этом должен учитывать толщину планового “моря” под кораблем. Бутылку необходимо очистить и высушить.
Если море будет сделано из шпатлевки, то она заранее смешивается с масляной краской в тон, подходящий цвету моря. Но море должно быть непременно темным, чтобы отчетливо были видны все детали кораблей.

Строительство корабля начинается с вырезания корпуса. Блок дерева зажимается в тисках, пока не будут вырезаны основная форма, изогнутые стороны и палуба. Вырезаются фальшборты вокруг края колоды. Затем формируются лук и шток (передние и задние концы) корабля. Корпус должен быть отшлифован тонкой наждачной бумагой и покрыт прозрачным лаком. Наружный корпус окрашивают двумя слоями эмали нужных цветов. Резьба используется для обозначения прямых линий, показывающих порты пушек. Когда палуба закончена, то могут быть добавлены спасательные шлюпки, люки. Из проволоки создают металлические рельсы, стойки и шлюпбалки, поддерживающие спасательные шлюпки. Все детали покрываются лаком.

Читайте также:  Что можно сделать из бечевки и бутылки

Деревянные опоры для парусов в совокупности называются лонжеронами. В лонжероны входят мачты, бушприт (один лонжерон, выступающий из лука или перед кораблем), ярды (лонжероны, которые держат квадратные паруса и пересекают мачту), стрелы (штанги вдоль нижних краев передних и кормовых парусов), гафты. Они делаются из березы или бамбука. Готовые лонжероны покрываются прозрачным лаком, чтобы предотвратить расщепление дерева или бамбука, а также для придания глянцевого блеска. Затем просверливаются отверстия для такелажных линий, для разводки проволоки. Нити, которые будут использоваться для подъема мачт, надежно фиксируются на корпусе. Швейная нить, покрытая лаком, чтобы закрепить концы, подходит для всех оснасток.

Каждая мачта с ее набором лонжеронов, включая ярды, гафты и стрелы, собирается в единое целое. После этого положение каждой мачте на палубе должно быть маркировано. Должны быть просверлены отверстия для поворотного провода или шарнира. Поворотные провода для всех мачт должны быть вставлены в отверстия. Далее надо убедиться, что мачты будут лежать почти параллельно корпусу, а лонжероны повернутся параллельно длинной оси судна. Если лонжероны могут свободно перемещаются, то мачты можно склеивать на месте.

Далее из бумаги создаются паруса. Ткань также может использоваться для этих целей, если масштабы модели слишком велики. Замачивание бумаги или ткани в чай или кофе, высыхание и глажение придают «старину» материалу. Паруса приклеиваются лаком. Затем дизайнер приступает к изготовлению «моря» в бутылке. Используется шпаклевка или пластилина. Преимуществом пластилина является его собственный адгезионный эффект. Если в качестве моря используется пластилин, то его следует добавить в бутылку до размещения там корабля.

Чтобы свернуть судно каждая мачта, начиная с кормовой, опускается, а лонжероны поворачиваются параллельно мачтам. Паруса должны быть обернуты вокруг корпуса. Основа корабля вставляется в бутылку. Когда большая часть корабля находится в стекле, то следует использовать длинные пинцеты для поддержки остальной модели, чтобы направлять ее. Весь процесс вставки корабля в бутылку, дальнейшей его установки должен выполняться осторожно, чтобы паруса не порвались, не было иных повреждений. Мачты поднимаются с помощью прикрепленных нитей. Окончательные поправки могут быть внесены в оснащение и паруса только на этой стадии.

Бутылку запечатывают пробкой. При необходимости бутылку можно запечатать с помощью металлической навинчивающейся крышки. Все уплотнения могут быть закреплены уплотняющим воском. Чтобы обеспечить конечный штрих в дополнение к модели можно построить деревянную подставку или настенное крепление. Корабль в бутылке должен оставаться координационным центром, а стенд в идеале должен состоять из веревок, дерева, но не из современного материала.

В промышленном масштабе такие изделия изготовить невозможно. Строят такие корабли мастера, ведь это хобби не для всех. Требуется большая любовь к кораблям, знание истории и морских дисциплин, навыки работы с деревом, а также значительное терпение. Готовые модели удивительно долговечны и являются заветными вещами, которые можно преподнести в дар, оставить детям и внукам на память. Соревнования по изготовлению кораблей в бутылке проводятся по всему миру, а возможности показывать модели, в том числе музейные экспонаты, многочисленны, поэтому многие люди могут наслаждаться этими творениями, покупать и собирать их.

Источник

Как сделать корабль в бутылке

Это ремесло или искусство возникло в Европе в XVII—XVIII веках. К этому периоду относятся немногие сохранившиеся работы. В то время в бутылки помещали не только модели кораблей, но и сценки на религиозные, бытовые темы. Сегодня постройка кораблей в бутылках — популярное во всем мире хобби.

Чаще всего в бутылку помещают парусный корабль. Это связано с тем, что особенность конструкции парусника упрощает его размещение в бутылке. Существует множество способов поместить корабль в бутылку. Самый простой и распространённый способ — это сделать парусник складным. В основании мачты прячут маленький шарнир, позволяющий наклонить мачту и сложить её вдоль корпуса. В сложенном виде модель проходит в горлышко бутылки. Чтобы распрямить мачты, помещенного в бутылку корабля, тянут за предусмотрительно оставленные длинные нити такелажа (штагов). После того, как мачты выпрямятся и займут правильное положение, останется только обрезать лишние нити, и модель готова.

А тперь дадим слово мастеру, который очень подробно расскажет о процессе создания корабля и о том, как поместить его в бутылку.

По поводу инструмента.
Я долго пользовался самым простейшим который изготовил из очень доступного а Росии материала — колючей проволоки.

Порезал оную на куски, разогнул, снял колючки и получились заготовки длиной около 25 см. из двух заготовок я сделал резачки — продольный и поперечный. Для этого ножовкой по металлу сделал пропил посредине и вдоль заготовки, а затем это место расплющил в тисках чтобы внутренние стенки пропила сошлись.

В образующуюся щель я вставляю кусочек лезвия. Когда оно затупится я его меняю с помощью пасатижей. Из другой заготовки сделал универсальный инструмент — с одной стороны там шарик, которым можно формировать волны в бутылке, а так же что-либо придавливать, например при склейке двух частей корпуса в бутылке. На другой стороне с помощью напильника сформировал загогулину с помощью которой можно что-либо тянуть или наоборот толкать. Суперуниверсальный инструмент — проволочка для нанесения клея. Изгибается так как вам необходимо.

Подставка на которой собирается готовая модель. Состоит из основания сделанного из многослойной фанеры, «кочерги», и «стапеля» сделанного из алюминиевого П-образного профиля. В основании есть отверстия для кочерги и она фиксируется болтиком, который закручивается с торцевой грани основания. Алюминиевый «стапель» используется для фиксации собираемой модели на подставке. Модель прикручивается к нему шурупом и он сам в свою очередь прикручивается в подставке. «Кочергой» фиксируется мачта модели во время тяги рангоута.

На фото более поздний вариант подставки, где основание состоит из непосредственно основания и крестообразной подставки. Эта конструкция во-первых позволяет регулировать высоту размещения судна с которым работаешь за счет болта, вкручивающегося в крестовину подобно крутящемуся стулу, во-вторых она разборная. Думаю все более наглядно видно из фото. Я не претендую на то что моя схема наиболее удобна, просто когда-то это было придумано, затем в процессе работы дорабатывалось и сейчас постоянно используется.

Теперь о покупном. Конечно я в основном затариваюсь в Москве на вернисаже в Измайлово. Там есть торговцы мед. инструментом а так же всякими фусечками для ювелирки и остальных шаловливых ручек. Нужны пинцеты. Разные. Несколько. Позже останется пара любимцев но пока нужно попробовать несколько. Пинцеты я немного доработал на точиле. В смысле сделал их поуже чтоб удобнее было в бутылке работать. Там же в изобилии продают всякие резачки, кусачечки, длинные ножнички и зажимчики. Если бюджет позволяет, покупайте чтоб два раза не бегать. Нужны так же концелярские ножницы, металлическая линейка, ножи — косячки, кот. продаются в канцелярских товарах.
Там же на блошиных рынках или в ювелирных отделах необходимо закупить СВЕРЛА. От 0,2 до 3мм. Основные у меня 0,35- 0,45 ими сверлятся отверстия для проводки нитей. Так же нужна минидрель или на худой конец ручная сверлилка куда эти сверла можно зажать.
Из желательного — бормашина с насадками. Конкретную марку советовать не буду, это у кого как с бюджетом. Удобен в работе гибкий вал и виброшлифовалка подобная проксоновской PS — 12.
Нужен хороший свет (т.е. настольная лампа).
Очень желательно иметь штангенциркуль.

Теперь о материалах: для начала нужно немного просушенной березы для изготовления подводной части корпуса, хотя вполне пойдет липа или сосна. Для изготовления палубы и надводной части корпуса очень хорошо подходят деревянные ученические линейки. Для изготовления рангоута нужен БАМБУК. Я его при любой возможности заготавливаю. Сейчас реально найти старые бамбуковые удочки или лыжные палки где-нибудь в сарае. Знаю что некоторые используют зубочистки азиатские а так же всякие изделия из бамбука — коврики, занавески и т.д. Так же нужен клей ПВА, клей моментальный (Цианакрилатный) типа Момент обыкновенный и гель. Если планируем имитировать море, то я обычно применяю обыкновенную эпоксидку, она вполне доступна. Для изготовления бортов судна я использую обыкновенный картон от коробок типа из-под конфет и т.д. (Замечу речь идет о простой модели начального уровня).
Естественно нужны нитки. Темные (черные) для стоячего такелажа, светлые бежевые для бегучего.

Предварительные мысли о выборе бутыли.
Можно использовать то что есть или то что нравится (Ну например бабушкин фамильный графин). Можно попытаться подобрать бутылку под задуманную модель. Критериев может быть несколько — внешние формы бутыли должны соответствовать пропорциям размещаемого в ней корабля (для относительно короткого брига или яхты не стоит использовать длинную литровую бутылку из-под вермута), так же учитывать соотношение размеров бутыли и диаметра горлышка — встречаются крупные бутыли из-под вина вместимостью более двух литров с узким «стандартным» горлышком, тогда корпус с придется делить к примеру не на две, а на три или четыре части, что естественно очень усложняет работу.

В качестве прототипа для постройки модели я выбрал бриг МЕРКУРИЙ .

Это судно может быть рекомендовано для начинающих так как оно не слошком сложно в постройке но при этом достаточно увлекательно, прекрасно смотрится в бутылке и по нему можно найти достаточно много материала.

Итак, чертежи. Алгоритм работы с ними примерно следующий. Конечно их нужно сначала разыскать. Основных вариантов в начале два: покупка в магазине и скачивание из интернета. В дальнейшем появится и много других возможностей, но об этом позже. Сканируем имеющиеся чертежи. Редактируем и склеиваем их, получая общий вид модели, теоретический чертеж, чертеж палубы с расположением всего что на ней есть, схему парусности. Дополнительно желательно иметь чертежи марсов, орудий, якорей, шлюпок, кормы, развертку борта. Все это в едином масштабе компонуем в один или два файла для последующей распечатки. Долее исходя из параметров имеющейся бутылки распечатываем чертежи в натуральную величину так, чтобы по ширине корпус проходил сквозь горлышко бутылки с некоторым запасом, а так же полные высота и длина модели соответствовали внутренним размерам бутылки. Чертежей рекомендую распечатать несколько чтобы затем можно было что-либо вырезать и использовать как лекало или шаблон.

Это примерный вариант и вы можете использовать его для последующего редактирования.
Теперь имея чертеж в натуральную величину можно все размеры строящейся модели снимать непосредственно с него.
Предвижу что вероятно кое кто может возразить, что это слишком упрощенный подход ( а как же 3D- модели, автокад, погрешности и т.д.). Так вот, я полагаю что при наших масштабах можно себе позволить некоторые погрешности и упрощения. Более того скажу, при постройке упрощенной модели корабля в бутылке (например в качестве сувенира) для более эффективного заполнения объема бутылки можно немного «смухлевать» и с пропорциями, т.е. сделать корабль уже, чтобы он мог проходить сквозь бутылочное горлышко. Естественно при работе с серьезными моделями поджобные шалости оставляем в покое.

Читайте также:  Как сделать матрешек из пластиковых бутылок

Итак, продолжим. Из закромов Родины извлек бутылку. Питерского разлива был напиток. В сечении прямоугольник. Если положить бутылку на ее длинную сторону , то внутренняя высота этой бутылки составляет 85 мм, а диаметр ее горлышка — 18,2 мм (обратите внимание, что внутри горлышко как правило несколько сужается за счет утолщения стенок бутылки и внутренний диаметр горлышка у самого его начала как правило несколько больше чем посередине горлышка). Это наши основные цифры. Появился повод пораскинуть мозгами на счет размеров модели. Откинем 10 мм на море. Остается 75мм, т.е. высота корабля от ватерлинии до клотика грот-мачты не должна быть больше 75 мм, оптимально будет если она составит около 70мм. От 18 мм отнимем пару мм на зазор и получаем что ширина модели не должна превышать 16,2 — 16,5 мм. Теперь открываем на экране монитора наш чертеж, берем в руку линейку и начинаем мудрить. С помощью опции увеличения доводим высоту изображения корабля от ватерлинии до клотика мачты до требуемых 70 мм. При этом ширина судна с наружной обшивкой оказалась около 18,3 мм — это для нас многовато. Если установить ширину равной требуемым 16,5 мм, то высота модели окажется равной 64 мм. Это вполне приемлемо, в итоге зазор между «потолком» бутылки и клотиком мачты составит чуть более 10 мм.

Именно так я и поступил — без всяких шалостей отправил на печать и в итоге на бумаге получил максимальную высоту модели (без подводной части) 66 мм, а ширину 17мм. Чтобы удостовериться не слишком это широко, я вырезал из распечатанного чертежа план палубы с обшивкой и русленями и с помощью пинцета проделал то же что и ослик Иа в мульте Винни-Пух, т.е. засунул вырезанный план в горлышко и высунул его, а так же посмотрел каков зазор между стенками, т.е. останется ли достаточно места сверху чтобы прошел сложенный рангоут. Результаты оказались вполне удовлетворительными. Теперь можно считать что мы готовы приступить к непосредственному изготовлению модели.
Для начала берем деревянную ученическую линейку и расчерчиваем на ней имитацию палубного настила.

Теперь о палубе.
На распечатанном чертеже проводим две линии как на рисунке. Нас интересуют размеры a, b, c. Если есть необходимые станки и материалы то можно сразу вырезать заготовку для палубы необходимой толщины. Для тех кто пользуется дер линейкой продолжаю. Для начала откладываем на заготовке длину палубы. Затем нас интересует величина с, которая характеризует погибь палубы. У меня она получилась немного более 0,5 мм. Сначала я выбрал ее резаком, а затем зашлифовал наждачной бумагой получив плавную дугу. Теперь резаком (я использую типа скальпеля, импортные лезвия к нему вполне доступны и стоят в два раза дешевле чем те которые продаются в магазинах хобби для обычных моделистских резаков со сменными лезвиями) проводим параллельные линии которые имитируют палубный настил. Расстояние между ними примерно 0,7 мм. Конечно это не в масштабе с шириной досок палубы, но если делать меньше, в итоге палуба окажется слишком темной.
Далее следует прием, знакомый всем редакторам стенгазет и глянцевых журналов. Затачиваем простой карандаш и начинаем на бумажку циклевать грифель. Полученную графитную пыль высыпаем на расчерченную палубу и втираем кусочком ткани или ватным тампоном. Чтобы закрепить частицы графита во швах я покрываю затем палубу слоем разбавленного лака для дерева. Верней, разбогатев я просто купил в художественном салоне лак-спрей (315 рупь 400мл) и не парюсь с растворителями, кисточками и т.д.

После высыхания начинаем циклевать палубу, проводя по ней лезвием от канцелярского резака поставленного под углом 90 град к палубе. Сняв верхний грязный слой получаем палубу со швами. Сначала они будут толстыми, но по мере циклевки будут все тоньше и аккуратнее. В общем здесь нужна небольшая практика и терпение.

Получив таким образом расчерченную заготовку для палубы накладываем сверху вырезанный с распечатанного чертежа шаблон плана палубы и обводим его. Теперь нас интересуют размеры a и b с упомянутого рисунка. Снизу нашей палубы-линейки необходимо подклеить еще одну заготовку (это может быть отрезок той же линейки или другая подобная планка или кусок шпона) и получить требуемую высоту палубы над ватерлинией с обоих концов. В нашем случае она почти одинакова. Затем после склейки по ранее очерченному контуру вырезаем деталь палубы.

Затем с распечатанного чертежа из проекции «полуширота»вырезаем контур, который на чертежах называют КВЛ. Накладываем его снизу нашей заготовки и очерчиваем. Затем поглядывая на проекцию «корпус» придаем с носа и кормы нашей заготовке очертания судна. Не забываем, что ширина заготовки по всему контуру должна быть с учетом того, что впоследствии на нее будут наклеены борта из картона и она станет шире как минимум на 0,5 мм.
Опять накладываем шаблон палубы на готовую заготовку и шилом или углой «Накалываем» места расположения мачт, люков,шпиля и надстроек. В местах расположения маст сверлим отверстия ок. 0,5 мм для проводки нитей, а в местах расположения люков сверлим три отверстия ок. 1,5-2 мм. Два крайние для штырей, которыми корпус будет крепиться к подводной части, среднее для шурупа которым корпус будет крепиться к подставке при сборке.

Теперь займемся изготовлением бортов. Возможно описание примерного алгоритма изготовления бортов из картона может показаться утомительным и сложным, тем не менее освоив практически эти действия вы поймете, что на самом деле все не так уж плохо и после нескольких запоротых заготовок у вас получится все как надо с вполне приемлем качеством и минимальными затратами времени.
Опять таки отталкиваемся от распечатанных в натуральную величину чертежей. В работе не забываем, что у нас не раскладка борта, а лишь его проекция, так что с вертикальными размерами оперируем смело, а вот с горизонтальными поаккуратнее, там будут искажения.

Картон можно использовать например от коробки из-под конфет или любой подобной упаковки. Будет он немного толще или тоньше – решать вам. Вырезаем заготовку по длине и ширине примерно на 5-7 мм шире и длиннее чем проекция борта по ватерлинию. Готовую заготовку несколько изгибаем и прислоняем к нашей «палубе». Проведя остро заточенным карандашом вдоль верхней кромки палубы рисуем на заготовке борта так называемую бортовую линию палубы (см мудрые книги). Затем измерив на чертеже расстояние от палубы до нижней кромки портов ( у меня оно составило около 0,5 мм) сдвигаем вниз на это расстояние борт и параллельно первой линии рисуем еще одну кривую. Это будет линия нижних кромок орудийных портов.

Затем замеряем расстояние от палубы до верхних кромки портов, откладываем его на нашей заготовке и проводим третью линию, параллельную первым двум. По ней и отрезаем ножницами все лишнее сверху. Затем прикладываем нашу заготовку к чертежу и размечаем положение орудийных портов. Сделав разметку, вырезаем порты как показано на фото. Затем из ватмана вырезаем лезвием узкую полоску по ширине близкую к толщине картона. Наклеиваем эту полоску сверху нашей заготовки и получаем почти готовый борт (но пока без планширя). Второй борт изготавливаем аналогично первому, используя оный в качестве шаблона для достижения полной симметрии.

После этого борта можно покрасить изнутри. В данном случае в зеленый цвет. Далее наши борта необходимо приклеить к «палубе». Отмечу, что так как поверхность склейки представляет собой кривую плоскость, то лучше приклеить борт сначала в середине, а когда клей зафиксирует борт, поочередно приклеить нос а затем и корму. Необходимо следить чтобы при приклеивании бортов противоположенные порты находились строго друг напротив друга. Скорее все у вас снаружи борта образуются некие складки – морщины.

Их необходимо срезать острым лезвием или резаком и снова придать поверхности судна обводы идентичные теоретическим чертежам, а затем зашкурить очень мелкой наждачной бумагой те места где были срезы. Чтобы убрать образовавшийся на поверхности борта «бархат» я наклеиваю сверху полоску бумаги, идентичной кальке – при нанесении клея эта бумага становится несколько эластичной и хорошо облегает кривые поверхности. После того как все высохнет срезаем все лишнее снизу. Затем наклеиваем прямоугольный кусочек картона в торец нашей палубы, из которого позднее сформируем корму.
Затем вырезаем раковины (см фото, можно из полоски все той же линейки). Эти раковины и каморки расположенные напротив них изнутри борта наклеиваем на свои места. После того как клей высохнет ножницами формируем очертания кормы.

Далее вырезаем из картона княвдигед и руль и вклеиваем их в прорези в корпусе. Изготавливаем основание к которому будет крепиться наш корабль в бутылке. Используем остатки нашей универсальной деревянной суперлинейки. Ставим на нее корпус модели и сверлим через раннее просверленные отверстия для штырей в палубе соответствующие им отверстия в заготовке для основания. Делаем из цилиндрической заготовки заточенные с одной стороны штырьки и вклеиваем их в заготовку основания. Когда клей высохнет соединяем корпус модели и отрезок линейки и используя корпус в качестве шаблона чертим на линейке очертания корпуса. Фактически это ватерлиния.

По очерченной линии убираем резаком все лишнее, снова соединяем корпус и основание и окончательно выравниваем между собой эти два элемента. Теперь можно покрасить белой краской линию порта (вполне можно красить и весь борт, позднее черная краска будет ложиться на белую), а основание медной краской, имитирующей обшивку подводной части медными листами. Пока краска сохнет, займемся резкой лапши. Так я называю очень узкие полоски из бумаги. Отрезать такие полоски удобно при помощи лезвия и металлической линейки. Нам понадобится полоска из плотного ватмана шириной чуть более толщины картона из которого сделан борт и длинной немного более двух длин фальшборта. Это будет планширь. Его следует покрасить со всех сторон черной краской.

Так же нам понадобятся очень узкие полоски для элементов гальюна и кормы. Их лучше вырезать из тонкой прочной бумаги. для этих целей очень хорошо подходят чеки, например те которые выдают автоматы по оплате сотовой связи. Вырезав несколько максимально тонких полосок красим их краской под золото или бронзу и так же оставляем сохнуть. Когда белая краска на корпусе высохнет, красим нижнюю его часть в черный цвет. Для того чтобы граница цветов была ровной, можно воспользоваться полоской малярного скотча, или сделать следующее: пропитать клеем ПВА отрезок черной хлопчатобумажной нити. Когда клей высохнет, нить станет жесткой подобно проволоке. Кусок такой нити нужно наклеить на борт как раз по нижней границе лини портов и после того как клей высохнет, можно красить модель. Так как модель достаточно мала, краску можно нанести кисточкой, а для более крупных моделей конечно лучше использовать аэрозоли или аэрограф.

Теперь займемся гальюном. Наклеим с каждой стороны по две окрашенные в золото полоски – кницы гальюна. В принципе эти полоски можно просто нарисовать тонкой кистью, но использование метода аппликации позволяет получить существенно более аккуратную модель.
Между ними просверлим якорные клюзы. Далее из картона вырезаем два клиновидных элемента – это будет обшитое досками пространство между креплением фигуры гальюна и верхним регелем. Можно так же вклеить элементы, имитирующие шпангоуты регелей. Здесь все зависит от ваших возможностей и делать ли носовую фигуру, крамболы с кницами, якоря и т.д. – ваше решение. Я на этой модели делать этого не буду.

Читайте также:  Как сделать подарок из пивной бутылки

Теперь из узкой деревянной полоски вырезаем русленя и приклеиваем их на свои места (опять таки для получения всякого рода относительно длинных полосок и брусков если у вас нет мини -циркулярки удобно использовать бамбук, он хорошо расщепляется на щепу и сделать ее можно очень тонкой). Если эта модель у вас пробная и вы не уверены в своих возможностях то русленя, а так же некоторые другие элементы можно и не изготавливать.
Русленя и элементы гальюна красим черной краской.

Теперь достаточно творческая часть работы – корма и раковины. Основное – имитация оконных рам и декора. Оконные рамы можно изготовить двумя способами – из тонких окрашенных в белый цвет волокон или проволочек методом аппликации «вручную», или же нарисовать на компьютере, распечатать на качественной но нетолстой бумаге, вырезать и наклеить. Первый способ я использую на дорогих моделях где необходимо подчеркнуть именно ручной труд, второй способ дает более аккуратные результаты на моделях малого масштаба.

Естественно если вы намерены и впредь заниматься постройкой моделей кораблей в бутылках имеет смысл нарисовать окна разных форм, с разным наклоном и расстоянием между ними и распечатать на одном листе с разными размерами. Затем просто вырезаете окна наиболее подходящего вам размера и используете на модели. Декор кормы имитируем частично с помощью крашенной под золото «лапши», частично рисуем кистью. Нарисовать в таком масштабе что-либо конкретной достаточно затруднительно, поэтому можно ограничиться для начала какой-нибудь закорючкой. Сам процесс изображен на прилагаемых фото, так же в качестве примера привожу корму раннее построенных корвета «Оливуца» и фрегата «Паллада».

А теперь займемся палубой, а точнее всем тем что на ней находится. Итак, по порядку: изготавливаем и размещаем на палубе пятнерс бушприта с кофельнагельной планкой ( под него и под битсы предварительно сверлим отверстия в палубе), битенги с краспицой, фор-люки, грот люк изготавливаем но не клеим а откладываем в надежное место, битсы, ростры (их я сделал максимально упрощенными), шпиль, тамбур, световой люк, люк в брот-камеру. Штурвал я делать на этой модели не стал ввиду утомительности работы и описания.

Люки я обклеил по периметру черной «лапшой», которая имитирует уложенные ядра. На подводной части корпуса в тех местах которые расположены под мачтами необходимо сделать углубления (я их сделал сферической фрезой). Это нужно вот для чего. Может случиться так, что в процессе сборки корабля в бутылке вы не сможете отрезать выходящую в этом месте из палубы нить точно вровень с нижней плоскостью корпуса и у вас будет торчать небольшой отрезок. Тогда в дальнейшем у вас образуется зазор между надводной и подводной частями. Выборка углублений в местах выхода нитей позволит это предотвратить .Теперь дошла очередь и до орудий. На этой модели я предлагаю сделать их так же максимально упрощенными.

Методика изготовления показана на фото. Если это покажется примитивным, можно немного усложнить задачу и сделать как на соседнем фото. Размещаем орудия на своих местах на палубе и наш корпус почти готов. Хочу отметить что в работе по приклеиванию мелких деталей я предпочитаю использовать секундный клей ГЕЛЬ.

На следующем рисунке приведена технология изготовления простейшей шлюпки (катера в нашем случае).

Закончив работу над корпусом займемся рангоутом и такелажем. По моему мнению грубый рангоут и примитивный такелаж могут испортить впечатление от модели с прекрасно выполненным корпусом. С другой стороны, если сделать рангоут слишком тонким и хрупким, велика вероятность его поломки при сборке в бутылке и особенно при проталкивании сложенного корабля сквозь горлышко. Вывод: рангоут убивает корабль.

Попытаемся отыскать «золотую середину», для этого обратимся к арифметике. Воспользуемся трудом уважаемого корабельного инженера полковника Алексея Зенкова. (Благодаря стараниям Валерия Пучкова сие описание стало доступным в качестве репринтного издания в наше время). Дабы упростить себе работу обратимся к таблице на стр. 87. Нетрудно убедиться, что размерения брига Феникс очень близки к нашему Меркурию, а значит и размеры рангоута у них сопоставимы. Нас в большей степени будут интересовать толщины мачт и реев. При этом будем отталкиваться от максимальных толщин, т.е. для мачт – у основания их , а для реев – у середины. Итак, изготавливаемый мной бриг имеет масштаб 1:640. Согласно Зенкову толщина грот-мачты составляла 23 дюйма, т.е. 584 мм. (На современном чертеже толщина грот-мачты 500 мм.)

Толщина стеньги составляла 13 дюймов или 330 мм. Толщина грот-рея 13, 1/2 дюйма или 343мм. Переведя в мой масштаб, получаю что максимальная толщина грот-мачты должна составить 0,9 мм, толщина стеньги – 0,5мм и толщина грот-рея – 0,53 мм. Толщины остального рангоута естественно пропорционально меньше. Это теоретические размеры к которым нужно стремиться. На практике работая с бамбуком пришел к неким оптимальным для себя параметрам ( конечно каждый их может выбрать для себя сам в зависимости от степени своего мастерства). В итоге на практике у меня толщины рангоута изготавливаемого Меркурия составили: грот-мачта – 1,2 мм (фок мачта чуть меньше); стеньги 0,7 мм; грот-рей 0,8мм. Какова реальная погрешность – судите сами.

Итак, к делу. Бамбуковую щепку строгаем до тех пор пока она не примет цилиндрическую форму с диаметром, чуть большим максимально требуемого ( толщина грот-мачты в нашем случае). В принципе, если нет бамбука а счастья хочется, можно воспользоваться спичками. Далее откладываем на заготовке длину грот-мачты от палубы и придаем этому отрезку слегка конусность. Это можно делать с помощью очень мелкой наждачной бумаги, зажав заготовку в патрон минидрели. Отрезаем нашу мачту и придаем топу квадратное сечение. Таким же образом изготавливаем бушприт (его толщина для бригов составляла по Зенкову среднее арифметическое между толщинами грот- и фок-мачт) и фок-мачту, стеньги, реи, гафель, гик, утлегарь, мартин-гик. (на нашей модели предлагаю сделать утлегарь и бом-утлегарь в одно дерево). Реи делаем веретенообразные, а стеньги можно сделать чисто цилиндрическими без утоньшения, оно в нашем масштабе не актуально. Реи красим черной краской, все остальное купаем в морилке.

После высыхания продолжаем работу с мачтой. Квадратное сечение топа нужно начинать делать с места где располагаются лонга-салинги. С обоих сторон основания топа клеим суперклеем два очень тонких прямоугольных в сечении брусочка – это наши лонго-салинги, хотя они почти не заметны на модели, конструктивно они необходимы, на них будет лежать марс. Поверх лонга-салингов обвязываем вокруг топа отрезки нитей, которые будут имитировать ванты. Длина такого отрезка должна примерно составлять длину ванты по чертежу умноженную на два и плюс пять сантиметров. На топ стеньги аналогично привязываем более тонкие нити — стень-ванты (для нашем модели достаточно трех) а так же еще одну более длинную нить – стень-фордуны. Их длину вычисляем аналогично нижним вантам.

Для того чтобы ванты не сильно выпирали на той грани топа мачты которая обращена к стеньге и на основании самой стеньги необходимо сделать выемки, тогда при дальнейшем наклеивании топ мачты и основание стеньги будут соприкасаться (реально на судах это было не так, но для нас это важно конструктивно так как именно по месту соприкосновения идет клеевой шов). Из того же картона что и борта согласно чертежа вырезаем марсы. Придать им большую прочность можно пропитав их нижнюю поверхность суперклеем. К стеньге приклеиваем брам-стеньгу, а на лонга-салинги накладываем и приклеиваем марс. После этого склеиваем мачту и стеньгу с уже приклеенной брам-стеньгой.

Теперь имитируем эзельгофты, для этого в соответствующих местах оборачиваем вокруг топа и стеньги полоски узкой белой бумаги-лапши смазанные клеем. Достаточно сделать 2-3 оборота. Аналогичным образом имитируем салинги, только оборотов делаем несколько больше. В этом масштабе вполне реально сделать «правильный» салинг, т.е. состоящий как на реальном судне из краспиц и лонга-салингов с проводкой брам-вант, но это не для начальной модели. Под эзельгофтами между топом и стеньгой сверлим тонкие отверстия – в них будут продеваться нити имитирующие топенанты.

Теперь об одном элементе, который будет встречаться и дальше, поэтому опишу его отдельно. Я называю его «колечко» и применяю для проводки бегучего такелажа. Изготавливается колечко из самой тонкой нити. Если таковой нет, то можно распустить шелковую или синтетическую нить на волокна и делать колечко из скрученного волокна. Фиксируем в тисках или «третей руке» булавку (иголку, сверло или проволоку) диаметра 0,2 – 0,4 мм. Делаем нитью вокруг нее два оборота и вяжем простой узел. Наносим на образовавшееся вокруг булавки кольцо немного секундного клея. Тут же обхватив пинцетом с двух сторон булавку сдвигаем колечко вниз – этим мы не дадим кольцу приклеиться к булавке вокруг которой оно завязано. При этом клей впитается в само кольцо и оно станет жестким. Необходимо следить чтобы клей не попал на нити, отходящие от самого конца в стороны, иначе они тоже затвердеют и их будет неудобно вязать. Затем снимаем с булавки готовое колечко с нитями – завязками.

Изготовленное вышеуказанным способом колечко привязываем к топу фок-мачты, его будем использовать для проводки грот-марса брасов. В принципе их можно будет и просто приклеить к топу, но использование подобных колечек, имитирующих блоки придает модели некую аккуратность и большую достоверность.

Привязка реев. Вокруг середины рея обвязываем отрезок нити длиной 4-5 см. Делаем сверху еще один-два узла и привязываем к мачте или стеньге. Узел фиксируем клеем ПВА, концы обрезаем. С нижними реями по-другому. Сначала клеим по очереди стень-ванты к торцевой кромке марса. Затем фиксируем мачту в «третей руке» и свободные концы стень-вант, которые будут имитировать путенс-ванты ведем между нижних вант к мачте. Там обвязываем их «усами» нити крепления нижнего рея. Затягиваем узел и подтягиваем концы нитей-путенс вант. Фиксируем все клеем и пока клей не засох окончательно натягиваем путенс-ванты.

Это довольно муторная операция и если пока не хватает опыта или терпения то можно просто обрезать концы приклеенных стен-вант по нижней кромке марса. Клей не должен попадать на узлы нити между мачтой и реем, они выполняют роль шарниров и должны позволять реям поворачиваться и складываться вдоль стенег. Марс будет мешать нижнему рею укладываться вдоль мачты и чтобы угол между ними был минимальный необходимо переднюю кромку марса делать более узкой, а количество узлов-шарниров между реем и мачтой я делаю обычно равным трем.

Осталось установить на места гафель и гик и наши мачты будут готовы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Adblock
detector