Меню

Как сделать из дерева иисуса христа



Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Дерево для Креста Христова

История древа Креста началась еще в библейские времена, во времена праотца Авраама и праведного Лота. Согласно Ветхому Завету после разрушения Содома и Гоморры праведный Лот укрылся со своими двумя дочерьми в пещере. Дочери его решили, что все человечество было истреблено и нет более мужчин, которые возьмут их в жены. Поэтому они напоили вином своего отца и согрешили с ним. От их детей впоследствии пошли два народа — моавитяне и аммонитяне. Лот был в отчаянии, когда узнал о поступке своих дочерей. Дальнейшая история не вошла в Священное Писание, но сохранилась в Предании Церкви.

Осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Авраам в знак епитимии дал Лоту три посоха, данные ему Святой Троицей, когда Бог в виде трех ангелов посещал его обитель, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал водой, и когда дерево обретет жизнь – это станет знамением его прощения.

Около 40 лет нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи (по другим версиям — три саженца или три горящих полена). Но часто искушал его диавол, принимая вид человека, просил пить и выпивал всю воду, и приходилось Лоту снова возвращаться на Иордан. И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг – сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен.

И выросло дерево очень красивым. Позже, когда царь Соломон заканчивал строительство первого храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то казалось короче, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его. Как здесь не вспомнить евангельские слова: «камень, его же не использовали строители — сей стал во главу угла..»!

Есть также предание, сохранившееся в западном христианстве, что после этого балку, сделанную из сего Древа, оставили в качестве скамейки на храмовом дворе (по другой версии, использовали для изготовления моста через реку). Известная своей мудростью царица Савская, приехав встретиться с Соломоном, присела на эту балку отдохнуть. Но была обожжена огнем, исходящим от Древа. После чего, поклонившись Древу, предрекла, что Спаситель мира будет повешен на нем, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Испугавшись, Соломон приказал закопать брус.

Впоследствии на этом месте была построена купальня для омовения жертвенных животных. Вода здесь прославилась исцелениями, и ее стали посещать многочисленные болящие (по разным преданиям, это или Силоамская, или Овчая купель).

Через 700 лет, незадолго до страданий Господа Древо всплыло из вод купальни. Когда понадобилось делать Крест для Иисуса Христа, тогда вспомнили и про это отверженное дерево. За столько столетий пребывания в воде оно стало тяжелее камня, что усугубило страдания Спасителя, Который потом нес сделанный из него Крест и несколько раз падал под его тяжестью. Кроме того первосвященник Каиафа решил, что на этом искривленном дереве Христос будет мучиться сильнее, и распятие Его на этом дереве унизит Его ещё более.

Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, и указания, что эти три породы дерева священны, мы находим в книгах Ветхого Завета. Пророк Исаия предсказывал: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60, 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова. Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром: «Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певг истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося».

«Трисоставность» Креста у старообрядцев означает, что Крест обязательно должен изображаться восьмиконечным.

Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев. Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского прислать ему кедровых дерев, кипарису и певгового дерева с Ливана.

В Ветхозаветных богослужениях для жертвенных дров использовались только определенные породы деревьев, имеющие запах, чтобы возносилось благоухание их к небу, а именно: кипарис, ель, миндаль, сосну, пихту, кедр, можжевельник, лимон, маслину, мирт, лавр, кедр и бальзамовый кустарник. Согласно ветхозаветной традиции, готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака – подобно тому, как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятие. По мнению отцов Церкви дрова символизируют здесь Крест Христов. По словам Оригена, Исаак предъизображал Христа и как жертву, и как священника, ибо в Ветхом Завете только священники имели право приносить дрова для жертвоприношений.

В византийскую эпоху в окрестностях Иерусалима на месте, где, по преданию, росло Древо Креста, был образован монастырь. По одной из версий монастырь построила сама царица Елена. Затем император Константин подарил его грузинскому царю Мириану (265-342), обращенному в христианство св. Ниной, просветительницей Грузии, по совету которой Мириан отправился в Иерусалим как паломник и в старости (в 316 году) поселился в Святой Земле. Другая версия приписывает строительство монастыря на участке, приобретенном царем Мирианом, другому великому грузинскому царю – Вахтангу I Горг-Асалому (446-499), построившему много монастырей в Иерусалиме. Так или иначе, но сотни лет монастырь находился в руках грузин и служил обителью для паломников на Святую Землю с Кавказа.

Читайте также:  Как сделать ставни для окна из дерева

Период расцвета монастыря приходится на время, когда царица Тамара выкупила у Цалах эд-Дина все грузинские святыни, захваченные мусульманами при вторжении в Иерусалим и она же финансировала их восстановление через своего казначея Шоту Руставели. В 1185 году в монастырь прибывает Шота Руставели и осуществляет ремонт строений. Именно в монастыре Креста он написал «Витязя в тигровой шкуре», там же есть его единственный автопортрет (Руставели был еще и художником-иконописцем) – он изобразил себя маленькой фигуркой, преклоняющейся перед двумя святыми. В этом монастыре Руставели умер, и там же, по преданию, похоронен, прямо за алтарем. Со временем Грузия как держава ослабла и монастырь купили греки-ортодоксы. С тех пор монастырь принадлежит греческой православной церкви, хотя до сего дня фрески на стенах подписаны древнегрузинским языком, а сам монастырь находится на ул. Шота Руставели.

И по сей день место, где произросло древо Креста, сохраняется позади главного алтаря и обозначено серебряным кругом. Его может посетить любой паломник, пребывающий на Святой Земле.

Источник

Прообразы Честного Древа Креста

Согласно ветхозаветной традиции, готовясь принести сына в жертву, Авраам взял дрова для всесожжения и возложил их на Исаака – подобно тому, как возлагают крест на плечи человека, ведомого на распятие (Православная энциклопедия, том 1, агада). В «Берешит Рабба», толковании на кн. Бытия (I-III вв. по Р. Х.), дается, например, такой комментарий к словам «и взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего» (Быт 22. 6): «Как человек, который несет крест на плече своем» (Берешит Рабба 56. 3).

Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 1

По объяснению преподобного Ефрема Сирина, «возложил Авраам на Исаака полена дров, потому что и Спаситель нес крест». Святитель Иоанн Златоуст учит: «Авраам заставляет саму жертву нести дрова, чтобы она служила прообразом Христа Спасителя, несущего крест… Тогда иудеи возложили на Него крест уже как на осужденного. Так было и в прообразе: и Исаак сам на себе нес дрова» (Толкования святых отцов на мессианские места Библии, М., 2000).

В беседах на книгу Бытия Ориген отмечал, что Исаак предызображал Христа и как жертву, и как священника, ибо в Ветхом Завете только священники имели право приносить дрова для жертвоприношений.

Дрова символизировали Крест Христов. Для ветхозаветных богослужений использовались определенные породы деревьев. «В отношении к жертвенным дровам ты должен остерегаться, чтобы не принести какое-либо другое жертвенное дерево, как только кипарис, и ель, и миндаль, и сосну, и пихту, и кедр, и можжевельник, и лимон, и маслину, и мирт, и лавр, и кедр, называемый арбот, и бальзамовый кустарник. Из этих пород деревьев полагай под всесожжение на жертвеннике, после того как ты рассмотришь их наружность, и не клади разрушенного дерева, но твердое и безукоризненное, лучшее и новорастущее, и не старое, ибо запах у него исчез и его нет уже в нем, как прежде. Кроме этих дров, не клади других, ибо они не имеют запаха. И да вознесется от тебя благоухание их к небу» (Книга юбилеев, или Малое бытие, гл. 21).

Ветхий Завет упоминает кедр и кипарис в числе райских деревьев (Иез. 31, 8). Для украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского: «Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана» (2 Пар 2. 8).
Апокрифические сказания связывают Крест Христов с материалами, использовавшимися в ветхозаветном храме (Слово о Крестном Древе, Апокрифы Древней Руси, СПб., 2002). В статье «Царица Савская, хрустальный пол и плавающий ствол» Фабрицио Пеннаккьетти приводит примеры апокрифов, относящихся к циклу «История Древа Честного Креста»:

«Когда нужно было построить Иерусалимский храм, не нашлось орудий, способных вырезать из скалы громадные каменные блоки, необходимые для постройки. Поэтому Соломон приказал поймать цыпленка Руха, мифической птицы огромного размера. Сказано – сделано: большого цыпленка поймали и посадили под перевернутый медный котел во дворе царского дворца. Рух-мать, летая над Иерусалимом, вскоре обнаружила темницу своего птенца и для его освобождения решила использовать огромный ствол райского дерева, который – как будто бы специально ради нее – упал на землю в райском саду. С большим трудом птица принесла ствол и бросила на котел. Котел распался на две части, выпуская невредимого цыпленка. Тут-то мудрый Соломон повелел каменотесам использовать чудесное дерево для раскалывания скал и вырезки камней. С тех пор у каменотесов не было больше затруднений; ведь было достаточно тронуть скалы стволом, как они сами принимали квадратную форму желаемого размера.

Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 2

Тем временем Соломону доложили о прибытии царицы Савской, сообщив также слухи о безобразной ноге царицы с козлиным копытом. Поэтому она решила никогда не выходить замуж. Тогда царь велел наполнить водой эспланаду храма и, установив свой трон на сухом месте, смотрел, как царица, разувшись, переходила вброд священную площадку. Таким образом, царица не смогла скрыть свою козью ногу. Но, идя по воде, она соприкоснулась с таинственным стволом, который там плавал. Прикосновение произвело чудо: козья нога превратилась в такую же красивую ногу, какой была другая. Когда высушили площадку, чудесный ствол был поставлен в храм, и царица украсила его серебряным браслетом. Со временем у священного ствола положили еще 29 серебряных браслетов. Позже, во время страстей Христовых, из этих браслетов отлили 30 серебряников, которые Иуда получил в качестве награды за свое предательство. А из ствола сделали Крест Христов».

«Когда царица Савская приехала в Иерусалим, она сразу же поспешила к Соломонову дворцу. На пути ей встретился заполненный водой проток озера, с перекинутым через него кедровым стволом, служившим мостиком. То большое бревно находилось там, потому что ему не нашли никакого другого применения. Дерево недавно срубили по приказу царя Соломона, однако, сколько не старались плотники его распилить по нужному размеру, оно всегда оказывалось либо слишком длинным, либо слишком коротким для использования по какому-либо иному назначению. Это было дерево посаженное Сифом.

Достигнув непокорного дерева, царица вдруг почувствовала импульс стать на колени и поклониться ему. Внутренний голос сказал ей, что на этом дереве повесят Спасителя мира. Когда царица объявила царю об этом, он позаботился о том, чтобы его спрятали в самом непредсказуемом месте. Царь приказал, чтобы его зарыли на дне этого озера.

Незадолго до Христовых страстей, тот ствол неожиданно всплыл со дна озера, которое тем временем стало бассейном Пробатика (Овчей купелью). Обнаружив всплывшее древо и находя его подходящим для изготовления креста, слуги Первосвященника вытащили ствол из воды и передали его своему хозяину» (Fabrizio A. Pennacchietti, Three Mirrors for Two Biblical Ladies Susanna and the Queen of Sheba in the Eyes of Jews, Christians and Muslims. Gorgias Press 2005).

Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 3

Наиболее известной живописной иллюстрацией этого рассказа является цикл фресок, которые с 1452 до 1459 гг. Пьеро дэлла Франческа выполнил в церкви Сан-Франческо в городе Ареццо на стенах апсиды. Царица Савская изображается в среднем регистре в двух сценах, расположенных на одной панели, на правой стене. В левой половине, коленопреклоненная царица на фоне пейзажа благоговеет перед большим бревном, перекинутым через поток воды. Ее окружают в молчаливом изумлении придворные дамы, в стороне ждут конюхи с лошадьми. В правой половине панели изображается встреча двух правителей в пышном Сломоновом дворце. Царица Савская, переходящая речку вброд рядом с мостиком, изображена на гравюре Бука ван дер Гоуте, XV век, и на одной фреске того же века, находящейся в соборе Святой Варвары в Кутна Гора (в прошлом Куттенберг), в Чехии.

Пророк Исаия предсказывал: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60, 13). В православном богослужении это пророчество относится к Честному Древу Креста Христова (третья паремия на Воздвижение). Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром.

«Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певк истинную любовь приносяще, Господню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося» (Постная Триодь, среда четвертой недели, утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7).

«Яко изволил еси распятися на кипарисе, и на певге и кедре, плотию совоздвизаем» (Воскресный канон 2-го гласа, песнь 5).

Старообрядцы считают, что «трисоставность» Креста означает, что Крест обязательно должен изображаться восьмиконечным. По преданию монастыря Святого Креста на Святой Земле Крест Христов был сделан из единого древа, так как ветви кипариса, певга и кедра – трех вечнозеленых деревьев, дарованных тремя Ангелами праотцу Аврааму – срослись. В монастыре Святого Креста указывается место, где выросло дерево, из которого сделали Крест на распятие. По преданию, храм над местом произрастания этого таинственного дерева и монастырь были построены и подарены святым императором Константином Великим грузинскому царю Мириану, обращенному в христианство равноапостольной Ниной. На фреске при входе в храм изображено дерево с тремя сросшимися стволами, и поливающий его Лот. Фрески на стенах храма также иллюстрируют монастырское предание о Кресте:

Прообразы Честного Древа Креста. Илл. 4

«Праведный Лот, племянник праведного Авраама, после бегства своего из Содома пал в прелюбодеяние со своими дочерьми. Проснувшись и осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Авраам в знак прощения дал три посоха, данные ему Святой Троицей, и сказал, чтобы он посадил эти посохи и поливал водой, и когда появятся листочки, дерево оживет – то будет знамением его прощения.

Около 40 лет (есть предание, что 33 года) нес Лот труды: возил воду из Иордана на осле и поливал эти посохи. Но часто искушал его диавол, принимая вид человека, просил пить и выпивал всю воду, и приходилось Лоту снова возвращаться на Иордан.

И вот три посоха, три древа (кедр, кипарис и певг – сосна) срослись в одно, в единый ствол с тремя разделениями наверху – триединое дерево – образ Святой Троицы. Лот понял, что грех его прощен. И выросло дерево очень красивым. Когда царь Соломон заканчивал строительство храма, ему нужно было большое дерево, чтобы положить на крышу святого храма, и подходящим нашли именно дерево Лота. Пришли, спилили его, но пристроить так и не смогли, ибо дерево постоянно менялось в размерах – то сокращалось, то увеличивалось. И, приписав это греху Лота, решили, что оно отвергнуто Богом, и выбросили его в Силоамскую купель (или, по другому преданию, Овчую), где оно пролежало 700 лет. Пришло время спасительный страданий Господа Иисуса Христа, вспомнили и про это отверженное дерево, и рассудили фарисеи, что раз это древо греха, то из него нужно изготовить крест для преступника, причисленного к злодеям, что и сделали» (Акафист Животворящему Кресту Господню, Москва, 2005).

Церковные песнопения указывают на ветхозаветные прообразы Честного Древа. Вопрос о породе дерева, из которого был сделан Крест, относится к задачам церковной археологии, основоположницей и Небесной покровительницей которой является святая равноапостольная императрица Елена.

Честное Древо Креста Господня за всю историю Христианства многократно разделялось и присутствует во многих уголках мира. Самая большая часть Креста длиной 40 см хранится на Кипре.

Источник

Из какого дерева был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа

Животворящий Крест — один из основных символов христианства, на котором был распят Спаситель. А из каких пород деревьев был изготовлен Крест Господень?

В различных конфессиях и ветвях христианства, а также в Ветхом завете и других религиозных вероучениях присутствуют различные версии ответа на этот вопрос. Так, официальная позиция Православия, озвученная иеромонахом Иовом (Гумеровым) восходит к византийской версии. Согласно ей, Крест Спасителя трехсоставен, то есть, состоит из трех пород деревьев. Это кипарис, певга (разновидность сосны или ели) и кедр.

В качестве доказательства приводятся слова пророка Исайи: «. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих», (Ис. 60: 13).

В частности, византийская традиция базируется на принятии за истину того, что сам столб был изготовлен из кипариса, подножие, на котором находились Иисусовы ступни, было кедровым, а вертикальная перекладина креста — из певги.

Некоторые богословы, например, св. пр. Иоанн Кронштадтский, подвергал сомнению прочие, невизантийские версии. Например, что Крест изготавливался из особого древнего дерева, которое было само по себе трехсоставным, то есть, представляло собой сросшихся воедино трех деревьев разных пород. Он считал, что крест изготавливался из той древесины, которую можно было найти в тех краях в то время. Ведь пустынная земля бедна растительностью, а тем более — древесной. Поэтому, опираясь на исторические и богословские источники, он сделал предположение (вероятно, очень близкое к истине), что кедр и кипарис были привезены для строительства Дома Господня (об этом есть упоминание в 2 Пар. 2. 8, в части, где Соломон просит Тирского царя Хирами прислать ему «. кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана. «).

Другая версия — Богомильская, повествует о том, что Живородящий Крест изготовлен из Древа Познания, яблоко с которого сорвала Ева, за что люди были изгнаны из Рая. Распавшись на три части, дерево соединилось лишь в момент казни Христа, когда их принесли воды Мерры и Тигра.

«Золотая легенда» известна нам благодаря греческим рукописям и Евангелию от Никодима. Согласно ей, пришедший за маслом прощения Сиф, желающий исцелить своего умирающего отца Адама, получил Ветвь от архангела Михаила. Вернувшись, Сиф посадил ветвь, из которой проросло дерево, впоследствии ставшее трехсоставным, из трех сросшихся стволов и росло до правления царя Соломона, то есть, 3500 лет. Во время визита к царю Соломону мудрая царица Савская поняла и возвестила, что Спаситель мира погибнет на этом дереве, а царству иудеев придет конец и разорение. Именно из этого дерева впоследствии был сделан несущий (вертикальный) столб Христова Креста, а перекладины — из других деревьев. По этой легенде, из оливы и кедра (Крылов Н., «История Креста, на котором был распят Христос»).

Моисеева легенда говорит о трех породах деревьев для креста — кедре, кипарисе и алоэ (Исх. 15:23-25), «Лотова» версия — о пинии, кипарисе и кедре (Сократ Схоластик, Церковная история, кн. 1). Среди упоминаний в других источниках привлекают внимание дуб и пальма. Поскольку исследователи сходятся во мнении, что версия обретения Еленой Креста — скорее легенда (на это, в частности, указывает тот факт, что первые упоминания об этом событии, которое датируется 326 годом , указаны лишь в источнике конца 4 века «Церковной истории» Г. Кесарийского, то есть, спустя почти сто лет после того, как оно произошло), современные знания не позволяют нам определить истину.

Источник