Меню

Как сделать голову из пластилина своими руками



Лепка из пластилина головы человека поэтапно

Многим кажется, что только люди, обладающие высокими художественными навыками, могут перенести черты лица человека на бумагу или вылепить голову из глины. На самом деле, лепка головы человека – это вполне выполнимый процесс для каждого. Давайте в этом уроке потренируемся вместе с вами, выбрав в качестве объекта лицо мужчины. Для такой работы не понадобится много времени или материалов.

Поэтапный фото урок:

Итак, если стоит задача слепить голову человека, то в начале необходимо подобрать пластилин правильного цвета и качества. В идеале следует использовать глину, которая позволит почувствовать себя настоящим скульптором. Но тем, кто только начинает работать в технике лепки, подойдет именно пластилин, который дает возможность корректировать огрехи. Выбирайте плотный материал бежевого или бледно-розового цвета. Также понадобится пластилин для волос, глаз и губ. Прорисовать рельеф лица или делить массу на части поможет стека.

Из бежевого пластилина скатайте шарик и постепенно придайте ему форму головы человека, приминая и вытягивая массу пальцами в нужных местах.

Поверните заготовку лицом к себе и, расположив лопаточку плоской стороной, сделайте выемки для глаз.

В центральную часть прикрепите нос. Начинайте с переносицы между глазами, затем постепенно увеличивайте бугорок.

Прорисуйте губы, прикрепив капельку розового пластилина.

В выемки для глаз прикрепите белые крупинки.

Налепите голубые и черные точки-зрачки, обрамите глазные яблоки веками.

Добавьте брови и уши.

Из множества коричневых кудряшек или ровных деталей сделайте прическу, покрыв всю макушку, височные части и затылок.

Голова молодого человека из пластилина готова.

Если вам необходимо слепить человека постарше, например, дедушку или гнома, то просто добавьте морщинок с помощью стеки, а волосы сделайте седыми, прикрепив капельки белого пластилина.

Источник

Голова человека из пластилина. Урок лепки.

Если вы лепите человека – маму, папу, принцессу или какого-либо сказочного героя, то вам понадобятся знания по лепке головы человека из пластилина. Естественно, в данном случае придется работать с мелкими деталями, а потому ее смогут осилить только взрослые дети (старше 8 лет) под руководством взрослых. Также у вас может возникнуть проблема, если вы захотите скопировать определенные черты лица, ведь рисовать пластилином без особых художественных навыков также непросто. Проблема решается так: следует показать волосы определенного цвета, длины, передать цвет глаз и форму лица и т.д. В данном уроке показана лепка женской головы, но мужчина выполняется ничуть не сложнее, просто не стоит делать такие длинные волосы и добавлять, например, серьги.

Материалы для лепки головы человека:

  • бежевый пластилин (или смесь белого и коричневого);
  • белый и голубой пластилин;
  • красный пластилин;
  • оранжевый (черный, коричневый либо желтый пластилин);
  • зубочистка.

1. Для начала необходимо создать бежевый цвет, если такого нет в наборе. Это получится смешением коричневого и белого кусочков. Также в данном случае для имитации цвета человеческой кожи подойдет нежно-розовый, его можно создать смешением красного и белого.

2. Скатайте бежевый шарик – основу будущей головы.

3. Превратите шарик в овал, если стоит задача или есть желание слепить овальное лицо. Но можно оставить основу в виде шарика. Прикрепите продолговатый нос, стекой продавите овальные щелки для глаз.

4. Вставьте в щелки сначала белые шарики. Затем прикрепите голубые крупинки.

5. Если мы делаем девушку, то следует обязательно показать длинные ресницы. Это можно сделать, добавив тонкую ниточку из черного пластилина. Брови выполните того же цвета, что и планируемые волосы.

6. Прикрепите алый рот.

7. Добавьте уши с серьгами (в случае лепки женской головы).

8. Создайте множество тонких завитушек для лепки волос.

9. Соберите пышную прическу.

Голова человека из пластилина готова. Вы можете превратить пластилиновую голову в мужскую, только изначально следует губы делать не такими яркими, убрать серьги и пышные локоны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как лепить из пластилина человека по схеме

И так как лепить человека из пластилина поэтапно благодаря простой схеме выполнения? Одним из видов изобразительного искусства является лепка из пластилина . Множество различных композиций и объемных образом можно воссоздать при помощи пластических материалов. Лепка пластилином богата и разнообразна своими возможностями и доступна любому, даже самому маленькому почемучке. Чтобы поближе познакомиться с данным видом изобразительного искусства достаточно начать с самого простого. Например, с лепки человечка. И так приступим, как слепить человека из пластилина, схема простая, поэтапно. Приступим к самой простой лепки фигуры человека из пластилина. В конце вас ожидает видео как слепить человека из пластилина.

Лепим человека

Творить фигуру человека из пластилина своими руками одно удовольствие и наслаждение. Пластилин легко разминается руками и не твердеет без дополнительной обработки. Пластилин имеет маслянистую основу, поэтому не стоит работать с ним на поверхностях, которые могут испортиться из-за жира. Лучше всего использовать в качестве поверхности для лепки кусок линолеума или картона. Если не существует возможности найти подходящую поверхность, можно купить специальный набор, в котором имеется нож для резки пластилина, различные формы для лепки и, конечно же, специальная доска. Пластилин имеет свойство прилипать к поверхности, поэтому перед началом работы нужно смочить доску водой.

Человек из пластилина

Итак, приступим к лепке скульптуры человечка сделанного из пластилина. Для этого нам потребуется несколько видов пластилина, нож для его резки и несколько зубочисток. Желательно, чтобы кроме пластилина с обычной расцветкой присутствовал несколько кусочков телесного цвета. Данный цвет пластилина можно также получить при смешивании белого, красного и желтого. При этом должны соблюдаться пропорции 6/2/1.

Лепим голову человеку из пластилина

Начинаем лепить голову человека из пластилина своими руками. Для того что бы слепить голову необходимо сделать овал и вырезать ножиком рот. После этого человечку нужно сделать улыбку, вставляя зубки, сделанные из белого пластилина. Перейдем к более подробным деталям как слепить лицо человеку из пластилина.

Лепим зубы

После того, как у человечка появились зубы, нужно изготовить губы. Для этого необходимо раскатать тоненькую полоску и поместить ее вокруг рта. Из маленького кусочка пластилина красного цвета нужно сделать язык.

Нос человека

Дальше нужно слепить фигуре человека из пластилина нос в виде капельки и поместить его чуть выше рта. Прикрепив его к голове, сделайте ноздри при помощи зубочистки.

Как слепить глаза фигуре человека

Самым интересным элементом среди прочих являются глаза человека. Для этого нужно слепить два белых шарика и разместить их на голове выше носа. Сделав это, можно перейти к лепке зрачков и век. Также нужно не забыть сделать человечку брови. Меняя формы рта, глаз и бровей, можно показать различные вариации мимики нашей композиции.

Лепка ушей

Уши человека из пластилина можно слепить любых размеров, главное, чтобы они были симметричными. Прикрепите их по бокам на уровне носа, подвернув их немножко внутрь.

Прическа фигурке человечка

Делаю прическу человеку из пластилина своими руками можно проявить фантазию. Можно оставить лысину или изобразить разнообразные головные уборы, например, сделать колпак или рыбацкую панамку.

Голова человека из пластилина которую вы сделали самостоятельно полностью готова. Можно перейти к лепке всего остального. Для начала сделаем ноги (нижнюю часть). Лепим ботинки и вставляем для прочности в них одну или две зубочистки. После на зубочистки закрываем штанами, которые можно сделать из пластилина любого цвета. Затем, насаживаем торс на оставшиеся штырьки.

Читайте также:  Как сделать из пластилина и киндера курицу

Делаем руки из пластилина человечку

Для того чтобы сделать руки необходимо раскатать две симметричные колбаски и прикрепить их на торс, где они собственно и должны располагаться. Самой сложной задачей при создании рук – это лепка пальцев. Нужно сделать заготовку в виде овала, и аккуратно ножиком вырезать их. После этого пальцам придается эстетический вид.

Крепим голову к туловищу фигуры

Осталось прикрепить голову к туловищу человеку. Для этого нужно вставить несколько зубочисток в торс и соединить при помощи их шею. Вот и все, простенький человечек из пластилина сделанный своими руками готов. И не забывайте соблюдать пропорции. Хотя творческим людям не стоит ставить ограничения!

Поэтапно видео о том как слепить человека пластилином

Видео как сделать человека паука из пластилина своими руками

Источник

Лепка головы

При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов: лепка головы не отличается от лепки фигуры какими-то иными принципами, приемами, средствами, использованием других материалов.

Во всех случаях пластический язык скульптуры должен быть подчинен аналогичным требованиям передачи объемно-пространственной характеристики предмета.

Поэтому, для того чтобы эта характеристика была точной и выразительной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составные части, их взаимосвязь и взаимозависимость, уяснить себе основные формы этих частей и их влияние на форму предмета в целом. Иными словами, нужно проанализировать конструкцию модели и исходя из этого анализа определить структуру объема и характер поверхности предмета, своеобразие его форм.

Таким образом, задачи при лепке головы ставятся те же, что и при лепке любого другого предмета; разница заключается лишь в особенностях предмета, а не в ином к нему отношении. Поэтому остаются в силе три последовательно решаемые задачи:

1) нахождение расположения частей в пространстве (движение),

2) нахождение их относи тельных размеров (пропорции),

3) нахождение формы (лепка в собственном смысле этого слова) как всего предмета в целом, так и его частей.

Задачи эти решаются в изложенной последо вательности, но не изолированно друг от друга. Нельзя решать одну из них, не думая о последующем решении двух других.

Так, когда речь идет о решении первой задачи, то говорится о правильном расположении в пространстве объемов головы, шеи и той части плеч, изображение которой задумано. Естественно, что, оставаясь на этом этапе главной, такая задача не может быть решена без воспроизведения, хотя ‘бы весьма приблизительно и условно, относительных размеров всех трех перечисленных объемов и их форм.

Приступая к решению второй задачи — уточнению размеров этих трех объемов уже заданного расположения, необходимо, учитывая уже найденное расположение, тщательно проверить как отношения линейных размеров (расстояния между отдельными точками на поверхности предмета), так и то, что можно назвать «весовыми отношениями объёмов», то есть те ощущения тяжести и плотности, которые вызываются в сознании изобразительными формами модели. Эти «весовые отношения» не поддаются формальному измерению, но «чувство веса» очень важно в работе скульптора и его необходимо развивать.

Наконец, переходят к решению последней задачи — нахождению формы. Из геометрии известно, что всякая кривая линия со всеми ее изгибами может рассматриваться в упрощенном варианте как состоящая из прямых отрезков ломаная линия. Этим положением, в частности, пользуются при определении площадей, ограниченных кривыми линиями. Эта особенность используется и для построения форм в скульптуре. Криволинейные поверхности на первых стадиях обозначаются пересечением приближенных к ним плоскостей. Поэтому первоначальная форма любой модели неизбежно должна представлять собой как бы обрубленный топором объем. В начале работы над головой, на первой стадии лепки, этот объем может быть ограничен всего несколькими плоскостями, позволяющими видеть в этом простом объеме некое подобие головы, шеи, плеч. На последующих этапах происходит уточнение размеров этих объемов, определение пропорций, переход от условной трактовки к передаче реальных форм натуры со всем присущим им богатством.

Лепку головы необходимо начинать с изготовления каркаса. На (ил.1) показана схема деревянного каркаса простейшей системы. Как видно, для его изготовления нужно два обрезка досок, брусок, две небольшие планки и несколько гвоздей. Перед обкладкой каркаса полезно смочить его водой, чтобы глина лучше пристала к дереву. Приготовление глины для лепки головы ничем не отличается от подготовки к другим работам — глина должна быть размочена, а потом размята. Разминать ее лучше всего ударами железного прута по большому куску глины. При этом необходимо удалять из глины попадающиеся в ней иногда камни, щепки и прочие посторонние предметы.

Работать вначале лучше всего руками, в случае необходимости используя деревянный молоток, колотушку и петли. По мере продвижения работы следует переходить ко все более мелким инструментам, так как такие тонкие детали, как глаз или ухо, не могут быть мало-мальски удовлетворительно вылеплены пальцами скульптора.

Для сохранения скульптуры из глины во влажном состоянии ее нужно опрыскивать водой и покрывать пластиком или клеенкой. Из этих же материалов можно делать и колпаки на деревянных каркасах, чтобы ничто не прикасалось к работе не портило ее поверхности.

Скульптор почти всегда в своей творческой практике работает в заданном размере. Чаще всего это обусловливается необходимостью увязать размер скульптуры с архитектурой, в которой она будет располагаться. Поэтому, начиная работу, полезно задать себе масштаб, то есть отношение произведения к натуре, например: 1,25; 1,5; 2 натуральной величины.

Для сохранения масштаба и проверки его в процессе работы полезно сделать масштабную линейку, на которой деления, равные 1,25; 1,5; 2 сантиметрам в скульптуре, будут соответствовать одному сантиметру в натуре.

Каркас с проложенной на нем глиной ставится на вращающийся станок — лучше всего станок-треножник. Высота станка должна быть такой, чтобы середина работы приходилась на уровне глаз работающего. На этом же уровне нужно поместить и натуру, тем самым можно избежать неудобства рассматривания и сравнения на разных уровнях.

При постановке натуры нужно иметь в виду, что сидящий живой человек всегда держит плечи несколько выше, чем стоящий, поэтому при лепке головы нужно или сажать натуру, или ставить, а не чередовать то и другое в одной и той же работе.

Изучение скульптуры головы лучше начинать с лепки мужской головы, а не женской, так как формы ее определенней. В постановках натуры следует придерживаться правила — от простого к сложному. Рекомендуется сначала лепить голову во фронтальном положении, то есть без поворота или другого какого-либо движения. Постепенно задание нужно усложнить, давая голове поворот, или наклон, или то и другое вместе.

Самое начало прокладки глины лучше осуществлять двумя руками без инструмента, так как чувство симметрии при работе двумя руками приходит на помощь при изображении симметричного объекта, каким является голова.

Приступая к лепке головы, необходимо вести ее на основе той последовательности решения задач, о которой уже было сказано выше, и руководствоваться одновременно основным правилом работы в изобразительном искусстве вообще и в скульптуре в частности: «увидеть, понять и сделать».

Читайте также:  Как сделать из пластилина леопарда лео

Когда мы входим в затемненную комнату, зная, где и какие стоят в ней предметы, мы легче их можем увидеть, нежели в том случае, если этого знания у нас нет. Точно так же и в лепке. Если скульптор знает строение предмета понимает, чем обусловлены выпуклости и вогнутости его поверхности, то ему легче их увидеть, а значит, и вылепить, чем человеку, не имеющему о них понятия.

Для скульптора важно уметь различать общие присущие каждой голове элементы, их построение и индивидуальные, принадлежащие только данному объекту особенности. Разобраться в этом помогает нам пластическая анатомия.

По мере работы с натуры скульптор накапливает большое количество наблюдений, помогающих ему каждую последующую работу вести более сознательно и целеустремленно. Он уже не «открывает каждый раз Америку», а получает возможность сосредоточить все свое внимание на главном. Полезно бывает запомнить некоторые абсолютные размеры частей лица, отклонения от которых в каждом отдельном случае неизбежны, но знание их помогает в проверке работы без натуры. К таким размерам относятся, к примеру, ширина лица между дугами скуловых костей (15 см), расстояние от середины глаз до подбородка (12 см), высоты головы (24—25 см), расстояние от угла глаза до козелка (8—9 см), длина самого уха (7 см). Полезно для развития образного представления бывает помнить и некоторые народные характеристики строения головы, как, например, встречающиеся в произведениях Н. В. Гоголя: «редька хвостом кверху» и «редька хвостом книзу», «кувшинное рыло» и т. д.

До того как приступить к лепке головы, очень полезно вылепить череп человека, потому что форма головы и лица главным образом обусловливается строением черепа.

Лепка скелета шеи и плеч не так уж обязательна, так как они почти полностью покрыты толстым слоем мышц, определяющих их форму. При лепке черепа необходимо поставить его в вертикальное положение, свойственное нормальной посадке головы у живого человека, а не класть его так, как он обычно лежит на столе (ил. 2).

2. Постановка черепа для лепки: а — неправильное положение; б — правильное

В процессе лепки обращайте главное внимание на части, имеющие основное пластическое значение, как-то: лоб, затылок, темя и виски, кости лица — глазницы, скуловые дуги, нос, челюсти, не придавая значения глубине глазничных впадин, носового отверстия, нехватке зубов и т. д.

Полезно вылепить несколько разных черепов. После этого при взгляде на лицо живого человека делается понятнее его строение, все его пластические особенности, и лепка пойдет более сознательно, а значит, и результат будет лучше.

На приведенных здесь иллюстрациях достаточно наглядно представлен процесс выполнения учебной постановки.

Работа начинается с подготовки каркаса (ил.3) и определения относительных размеров и пропорций на глиняной заготовке (ил. 4); затем следует нахождение основных объемных составляющих головы (ил. 5). Затем уточняют и отрабатывают детали (ил. 6).

3. Лепка головы. Каркас

4. Лепка головы. Определение главных линий и пропорций

5. Лепка головы. Лепка основных объемов

6. Лепка головы. Отработка деталей

Особую задачу составляет лепка волос. По самой своей структуре волосяной покров, состоящий из множества отдельных тонких волосков, не может быть воспроизведен в скульптуре точно таким, каким он является в натуре. Да этого и не нужно. Чтобы передать его пластические свойства, важно уметь увидеть основные массы — локоны, пряди и, поняв их общую форму, постараться воспроизвести. При этом не нужно изображать каждый волосок в отдельности, главное — постараться показать только их общую форму и характер. Следует помнить, что волос растет из кожи перпендикулярно ее поверхности и только на известном расстоянии от нее начинает загибаться в ту или иную сторону. Поэтому особое внимание нужно уделять границе роста волос на лбу, висках и других частях головы. Ввиду того что волосы бывают гладкие, волнистые и курчавые, в каждом случае применяются те или иные приемы их трактовки.

С трудностями пластического выражения мы встречаемся также при лепке глаза, где роговица и зрачок, расположенные на шарообразном глазном яблоке, почти только цветом отличаются от окружающего их белка. В этом случае для того, чтобы показать цвет, а не форму, приходится плоской линией намечать окружность роговицы, а зрачок углублять, делая на его месте более или яснее глубокую ямку.

Большое значение при передаче выражения глаз имеет то, в какой степени они «блестят», поэтому часто в углубление зрачка, сбоку, приходится вставлять небольшой кусочек глины, который должен изображать этот «блик». Когда роговица бывает очень темной (карие глаза), иногда углубляют ее всю, но это еще в большей степени нарушает форму глазного яблока и редко производит хорошее впечатление.

В древности в бронзовые и мраморные головы часто вставляли глаза из другого материала из цветных, иногда даже драгоценных камней. Из портретистов прошлого мастерски передавал взгляд светотенью в своих портретах французский скульптор Ж. А. Гудон (ил. 7).

7. Гудон. Портрет Вольтера. 1778-1779. Бронза

Очень важную роль в передаче выражения лица играет пластическая характеристика рта. По своим размерам, структуре, изменчивости формы рот очень разнообразен. Однако имеются элементы, общие для всех людей; так, верхняя губа состоит из трех частей: средней — выпуклой и двух боковых — продолговатых. Нижняя — из двух как бы разделенных впадиной по оси лица округлых выпуклостей. Изменения формы рта в зависимости от переживаний человека — при смехе, плаче, гневе — многообразны. Наиболее частные из этих изменений — подымание углов рта при смехе и опускание при плаче. Малейшие изменения в лепке рта сильно меняют выражение лица. Поэтому пластическое решение рта для характеристики человека и его душевных переживаний чрезвычайно велико.

Изображение человека во всем богатстве его моральных и физических черт, в разнообразии индивидуальности, в непрестанном развитии и совершенствовании его сознания и есть одна из главных задач искусства.

Итак, занимаясь лепкой головы, мы даже на первоначальной стадии приступаем к решению труднейшей задачи — к созданию образа человека. В этой работе можно различать два важных момента. Во-первых, выполнение этюда с натуры («этюд» в переводе и означает изучение), то есть изучение данного сугубо индивидуального облика человека. Во-вторых, эта работа над портретом, где, опираясь на изучение объекта, дается характеристика его и ставится цель передачи сходства, притом не только внешнего (что тоже обязательно), но и внутреннего, духовного. Человек не бывает всегда одинаков. На его лице, как мы говорим, отражается его состояние, всегда различное, зависящее от мыслей и чувств, его занимающих и волнующих. «В задачу портрета входит психологическая характеристика образа, но передача не случайного состояния, а для данного лица типического.

В истории искусства мы знаем периоды особенно блестящего развития портретного искусства в скульптуре. Прекрасные образцы скульптурного портрета были созданы в Древнем Египте, в Древнем Риме, в эпоху Возрождения в Италии, во Франции и России в XVIII веке (ил. 8).

8. Голова царицы Нефертити. Древний Египет. Начало XIV века до н. э. Песчаник

Свой вклад в развитие этого жанра внесли и советские скульпторы — В. И. Мухина, С. Т. Коненков, Е. В. Вучетич.

Читайте также:  Как сделать куклу из пластилина барби своими руками

В практике работы иногда бывает трудно разграничить, где мы имеем дело с этюдом, а где — с портретом.

Могут быть случаи, когда сделанный непосредственно с натуры этюд, в котором автор ставил себе задачу изучения и фиксации облика данного человека, вдруг перерастает в глубоко психологический портрет или даже в типический образ. Случается и так, что автор, задумает создание портрета, оказывается неспособным подняться выше фиксации случайного состояния человека, отнюдь для него не типического, и в результате получается не портрет, а иногда даже не полноценный этюд.

Здесь будет уместно коснуться одного вопроса, часто вызывающего споры, — вопроса о правомерности с целью обострения характеристики прибегать к сознательному искажению пропорций в портрете; так например, человеку, имеющее длинный нос, делать его еще длиннее, широкое лицо — еще шире, маленькие глаза — еще меньше, то есть идти по пути, ведущему к карикатуре. Это не нужно делать по следующей причине: всякое искажение какой-либо части лица с определенной целью ведет к искажению и других частей уже без цели и уводит изображение от правдивого показа действительности — этого закона подлинно реалистического искусства.

Каждому человеку свойственно в окружающем видеть «свое», то есть то, что ему больше нравится что его больше интересует. В очень большой степени это свойственно и художнику, что легко проверить, сравнивая портреты одного и того же лица, сделанные одновременно разными мастерами. Эти портреты, даже если они имеют сходство с моделью, будут очень отличаться друг от друга, так как каждый художник в портретируемом видел и стремился изобразить это «свое». Делается это авторами часто совершенно бессознательно, а качественная оценка портретов определяется тем, в какой степени это «свое» совпало с пониманием образа зрителем.

Приступая к лепке головы, автор должен очень серьезно продумать как посадить или поставить модель, как повернуть или нагнуть ее голову, куда заставить смотреть.

Следует обратить внимание и на основные свойства характера, присущие данной модели и могущие также быть выраженными особенностями постановки.

Здесь, говоря о постановке натуры, уместно высказать некоторые соображения о том, что мы называем композицией этюда или портрета.

Под композицией мы подразумеваем построение художественного произведения, объединение его отдельных частей в органическое единое целое с целью достижения максимального эффекта воздействия на зрителя в нужном направлении и создания такой его формы, которая своей выразительностью, новизной, жизненной определенностью и красотой содействовала бы наилучшему восприятию содержания произведения зрителем.

В работе над этюдом головы и портретом в скульптуре, кроме уже сказанного о характеристике той или иной натуры, следует учитывать и ряд проверенных приемов, с успехом применявшихся в мировом искусстве. Сочетание головы с шеей, частью груди и плеч в разные эпохи и разными авторами решалось поразному. Наиболее типичны следующие приемы:

— голова с шеей почти без плеч (например, портрет Нефертити, портрет М. Горького работы И. Д. Шадра; ил. 8,9);

9. И. Д. Шадр. Портрет Максима Горького («Буревестник»). 1939. Бронза

— голова с шеей и частично с грудью и плечами не во всю их ширину (портрет Люция Вера, портрет Вольтера работы Ж. А. Гудона (ил. 7), портрет А. А. Замкова, созданный В. И. Мухиной);

— голова с шеей, с полным объемом груди и шириной плеч (портрет Пьетро Меллини работы Бенедетто да Майано; портрет Никколо да Уццано, созданный Донателло);

— голова с шеей, плечами и грудной клеткой с полукруглым или неправильной формы срезом, большей частью задрапированным тканью (многие работы Ф. И. Шубина, Л. Бернини; ил.10);

10. Ф. И. Шубин. Портрет Павла I. 1798. Мрамор

— голова с шеей, плечами и грудью, которые обработаны под так называемую «шубу» (сколы мрамора; ил.11).

11. Н. В. Томский. Волгоградский рабочий. 1957. Мрамор

В современном искусстве, критически осваивающем лучшее прогрессивное наследие мирового искусства, почти все эти приемы используются авторами в зависимости от поставленных в каждом случае задач. Это и композиция, где дается только характеристика самого лица, и портрет, в котором существенным является также движение головы и общая репрезентативность (представительность). Наконец, портрет в мраморе часто решается выявлением его из каменной глыбы, являющейся его основой и как бы включающей в себя продолжение, скрытое от зрителя будто «недоработанным» обломом материала. Этот прием, получивший особенно широкое распространение после О. Родена, сумевшего блестяще продемонстрировать его художественные возможности, имеет то свойство, что грубая «шуба» выгодно оттеняет законченность отделки проработанных скульптором частей.

Выбор того или иного приема во многом определяется той архитектурной или природной средой, где портрет должен быть поставлен. От этих факторов также зависит и выбираемый автором размер портрета, высота и характер пьедестала.

Здесь же уместно упомянуть, что в разные эпохи были «модными» те или иные решения. Так, в Древнем Риме при возникновении моды на парадный портрет многие более скромные решения предшествующей эпохи «доделывались», обогащаясь витыми архитектурными подставками.

В работе как над этюдом, так и над портретом нужно стремиться к предельной завершенности формы — не к кажущейся завершенности как результату заглаживания, а к завершенности, являющейся следствием детального анализа формы и последующего ее обобщения, нахождения частного и подчинения его общему.

Иногда думают, что механически точное воспроизведение какого-нибудь предмета или человека в глине или гипсе уже есть скульптура. Это глубокая ошибка. Скульптурой глиняная работа становится тогда, когда ее форма прошла путь от непосредственного наблюдения в натуре через осознание, то есть осмысление скульптором, к осуществлению. Такая форма всегда будет принципиально отлична от механического повторения или муляжа.

Беседа о лепке головы была бы не полной, если бы здесь мы не коснулись вопроса, о лепке головы в рельефе.

Лепка головы в рельефе по характеру задач ничем не отличается от лепки в рельефе любых других объектов. Это значит, что здесь остается в силе закон постепенного сокращения глубинной меры рельефа, необходимость почувствовать невидимую часть предмета, для чего слегка «оторвать» контур от фона, наконец, представить себе предмет как бы зажатым между двумя параллельными плоскостями — фоном и передней плоскостью, касательной к наиболее выпуклым частям рельефа.

Наилучший результат изображения головы человека в рельефе получается при расположении ее в профиль. Это усвоено давно, и неслучайно почти все медали и монеты несли на себе именно такие профильные изображения.

Всякое иное расположение головы в рельефе — три четверти или фас — приводит к грубым искажениям строения лица и потому выглядит неудовлетворительно.

Принципы лепки, анализ формы в рельефе остаются те же, что и в лепке круглой головы.

В заключение нужно сказать, что в искусстве как, впрочем, и в любой другой области творческой работы, огромное значение имеет постоянный упорный труд. Только через множество этюдных работ, сознательно выполненных, можно прийти к тому знанию человека, его бесконечно разнообразных индивидуальных различий, без которого невозможна работа над портретом.

Не только свободное владение изображением форм человеческого лица, головы, плеч, но умение с их помощью передать внутренний мир человека — вот то, что должен научиться делать скульптор.

Источник